Обязательная доверенность – это выход?

В стране, Новости

Который месяц уже не утихают разговоры о том, что штрафы за зафиксированные камерами «Безопасного города» нарушения ПДД приходят бывшим владельцам машин. Получатели «писем счастья» считают, что, если автомобили не находятся в их руках, значит, оплачивать штрафы не нужно. Власти уверены в обратном и намерены обязать автомобилистов иметь при себе доверенность и предъявлять ее по требованию инспектору ГУОБДД. О наболевшем говорили участники круглого стола в ИА «Спутник. Кыргызстан».

На Портале электронных услуг ГРС реализована возможность проверки штрафов за нарушения ПДД по номеру свидетельства о регистрации транспортного средства. Проверить наличие постановлений о нарушении ПДД могут как собственники, так и владельцы авто.

Для проверки штрафа необходимо заполнить один из представленных вариантов:

1. Госномер и ПИН владельца ТС.

2. Госномер и номер свидетельства о регистрации ТС.

Владелец — это не собственник

На протяжении многих лет часть наших граждан продавала автомобили по доверенности, считая, что после сделки юридическая ответственность за машину переходит к новому владельцу.

«На территории страны зарегистрировано около 1 300 000 транспортных средств. По некоторой информации, порядка 40% водителей ездят по доверенностям. Точными данными ГРС не располагает, но, по данным ГНС, ежегодно оплачивают транспортный налог только 700 000 автомобилистов», — пояснил замначальника ГУ «Унаа» Усеин Касмалиев.

Согласно статье 306 Кодекса о нарушениях, «в случае фиксации нарушения сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами к ответственности за нарушение в сфере дорожного движения привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств». Получается, что, по закону, человек, сидящий за рулем, не несет ответственности, а все обязательства по оплате штрафов за нарушения, зафиксированные АПК «Безопасного города», возлагаются на собственника.

«Собственником транспортного средства является тот, кто указан в регистрационном документе – техпаспорте, а не тот, кто приобрел машину по доверенности и ездит на ней».

Юрист ЕПЦ «ВИГЕНС» Николай Попович

Чтобы не оплачивать чужие штрафы, нужно найти покупателя — владельца авто и, отправившись в территориальный отдел ГУ «Унаа» при ГРС при ПКР, переоформить транспортное средство. В противном случае долги будут накапливаться, и впоследствии в отношении неплательщика будут применяться жесткие меры вплоть до заморозки банковских счетов и запрета выезда за пределы страны.

Острая проблема

По данным ГУОБДД МВД КР, аппаратно-программными комплексами «Безопасного города» с начала года зафиксировано 285 338 нарушений ПДД автомобилистами. Из них оплачено 124 000, что составляет 43% от общего числа. По словам главного специалиста отдела почтовых услуг и логистики государственного предприятия «Кыргыз почтасы» Ырыскуль Джазаковой, каждое десятое «письмо счастья» не доходит до адресата.

«Люди отказываются принимать письма у почтальонов, объясняя это тем, что автомобиль давно уже продан по доверенности. Бывают также случаи, когда адресаты не проживают по указанным адресам. На сегодня 47 000 писем вернулись на почту», — констатировала она.

Решение найдено?

Часть автомобилистов считает, что если обязать водителей иметь при себе доверенность, то многим владельцам придется искать собственников, чтобы обновить документ. Но если собственник выехал за пределы страны, сменил место жительства или вовсе умер? Тогда человек, у которого на руках есть доверенность с истекшим сроком, не сможет какое-то время пользоваться машиной, либо ему придется «откупаться» у нечистых на руку представителей УОБДД. Общественность также тревожит вопрос, будет ли снижена стоимость доверенности, чтобы стимулировать автомобилистов переоформлять машины. Правоохранители в свою очередь считают, что введение доверенности в качестве обязательного документа у водителей решит все проблемы.

«Постановление сейчас находится на рассмотрении в правительстве, а также на межведомственном уровне ведется обсуждение инициативы среди министерств. Пока что неизвестно, сколько будет стоить доверенность и есть ли возможность снизить ее стоимость на период с 1 сентября до 31 декабря 2019 года», — сообщил старший инспектор отдела розыска ГУОБДД Аян Койшыбаев.

Участники круглого стола. Фото предоставлено ИА Спутник Кыргызстан

Также не дает покоя общественности подозрительно короткий срок, на который хотят ввести «обязательные доверенности». Почему в ГУОБДД считают, что за четыре месяца порядок будет наведен и что эта инициатива не приведет к коррупции?!

«Откуда взялся срок четыре месяца для введения доверенностей? Мне кажется, это очень маленький срок для того, чтобы навести порядок. Автовладелец, который знает, что он не переоформил машину, может просто переждать этот период, а потом снова сядет за руль авто и продолжит нарушать ПДД. Если мы хотим, чтобы мера возымела успех, период должен быть дольше», — заметила ответственный редактор печатно-электронного издания «АВТОгид» Марина Евтеева.

Пожалуй, инициатива на сегодняшний день достаточно мало проработана, и в ней есть множество спорных моментов, которые в скором времени требуется решить. Нужно избавить собственников автомобилей от оплаты штрафов за кем-то нарушенные ПДД и от уголовной ответственности за ДТП, совершенные автомобилистами на не переоформленных автомобилях и повлекшие смерть людей и тяжелые травмы.

О. Башкирова

Фото из Интернета

Добавить комментарий