Праворульные авто: нельзя ограничивать свободу

В стране, Новости

В одном из пресс-центров на минувшей неделе обсуждали проблему, связанную с праворульными автомобилями в странах СНГ. Представители от Кыргызстана, Армении и Грузии поделились информацией об опыте использования таких автомашин. Видеомост прошел продуктивно.  

Ознакомиться с опытом других стран в вопросе праворульных автомобилей от Кыргызстана прибыли общественный деятель и бывший исполнительный директор авторынка «РИОМ» Айбек Баратов, от Армении – вице-президент ОО «Друг водителя» Давид Меганян и представитель японской фирмы Nissan Григор Гамазян, от Грузии – представитель компании Auto Imperia Дмитрий Тодуа.

Текущая обстановка 

По данным ГУОБДД МВД КР, в конце прошлого года на территории Кыргызстана было зарегистрировано около 192 000 праворульных авто. Это 16% от общего числа всего транспорта, имеющегося во владении кыргызстанцев.

Напомним, в Кыргызстане с 2015 года действует полный запрет на ввоз и регистрацию автомобилей с правым расположением рулевого колеса относительно оси автомобиля. Правительство предлагало с 2016 года также запретить и использование таких автомобилей в качестве средства извоза и для коммерческих целей. Тогда объясняли эту инициативу якобы участившимися случаями дорожно-транспортных происшествий в стране.

«Никто в Кыргызстане еще не проводил объективные исследования и не анализировал статистику. На момент введения запрета это были больше популяристические лозунги, которые люди поддержали. Тем не менее, владельцы «праворулек» выступали против этой инициативы, проводили несколько общественных флешмобов, в том числе акцию «Посигналь президенту». Мы привлекали внимание к проблеме. Другим странам, которые только собираются ввести запрет на ввоз и регистрацию праворульных транспортных средств, я бы хотел посоветовать для начала провести исследования, чтобы быть стопроцентно уверенными, что проблема ДТП, травматизма и смертности связана именно с использованием этих автомашин», — рассказал Айбек Баратов.

Следует напомнить, что с 2020 года в Кыргызстане в силу вступит запрет на использование праворульных автомобилей в коммерческих целях.

В Грузии, как оказалось, полный запрет на ввоз и регистрацию праворульных ТС не вводился. Правительство этой страны выбрало более демократичный способ сокращения количества таких автомашин в стране. По словам Дмитрия Тодуа, был увеличен акциз на импорт праворульных авто в страну.

«Это оставило право выбора у автолюбителей. Если человек готов платить почти тройную стоимость таможенных налогов за машину – пожалуйста. Тогда он может без особых хлопот ввезти и зарегистрировать такое авто. Но в большинстве люди не могут себе позволить такое», — рассказал представитель грузинской компании «Аутоимперия».

По словам Айбека Баратова, запрет на ввоз праворульных автомобилей в Кыргызстане – это нарушение прав автовладельцев.

«В других странах есть право выбора. Есть автомобили японской сборки хорошего качества. Я как автовладелец хочу такой автомобиль, а не тот, что сделан с левым рулем и уступает по комплектации», — заявил он.

В Армении ситуация близка текущей обстановке Кыргызстана. В ближайшее время в парламенте страны собираются слушать вопрос о запрете на ввоз праворульных машин. Люди Армении, как и кыргызстанцы, также проводили акции против введения запрета, заинтересованные активисты несколько раз встречались с министром транспорта республики. Правительство планировало ограничить и ввоз, и продажу, и перепродажу таких автомашин.

«В Армении приблизительно 35 000 праворульных автомобилей. Правительство намеревалось полностью запретить их использование, и получалось, что эти авто должны были просто стоять. Но это нарушение конституционных прав человека, который имеет имущество и должен иметь возможность его использовать. В Ереване проблемы с паркингом, и праворульные авто, на которых было бы запрещено ездить, стали бы просто занимать места на улицах и стоянках. Кроме того, Армения окружена странами, куда нет возможности продать праворульные авто, потому что и там введен запрет на ввоз. Получается, что армянский гражданин не сможет даже продать свою машину в соседние страны», — рассказал вице-президент ОО «Друг водителя» Давид Меганян.

Альтернатива 

Во время видеомоста был поднят вопрос о том, как правительство в Кыргызстане намеревается «по-доброму» запретить использование автомашин. По словам представителей Армении, государство должно как-то субсидировать людей, которые вынужденно лишатся возможности ездить на своих транспортных средствах.

«Пока ничего не говорилось о том, будут ли какие-то компенсации людям. Сегодня в страну запрещен ввоз и регистрация таких машин, с 2020 года нельзя будет использовать праворульные авто в коммерческих целях – для пассажироперевозок. Люди могут без проблем пользоваться этими машинами в личных целях», — пояснил Айбек Баратов ситуацию в Кыргызстане.

Как оказалось, умельцы в Грузии и Армении научились безболезненно решать проблему: они меняют расположение рулевого колеса. Если автомобиль был праворульным, его делают леворульным. Кстати, в Грузии это можно сделать в два раза дешевле. Армянские водители даже ездили в Тбилиси и за один день меняли расположение руля, но с 1 января в Грузии запретили делать это.

«Когда транспортное средство приезжает в Грузию, у владельца есть чуть больше двух месяцев, чтобы растаможить авто. Напомним, стоимость растаможки поднялась в три раза. То есть, чтобы не платить дорого, можно перекинуть руль с правого на левый и зарегистрировать потом авто как леворульное. Теперь наша таможня запрашивает документ, где будет написано, что это авто – оригинал с левым рулем», — рассказал Дмитрий Тодуа.

В Армении пока что запрета на перемену расположения рулевого колеса нет, поэтому некоторые люди строят СТО рядом с грузинской границей, переделывают авто на «леворульные» и продают потом эти машины в Грузию.

«Вы передайте своим бизнесменам, пусть приезжают к нам и поработают у нас. На самом деле у нас очень много праворульных авто, которые в преддверии запрета потребуется переделать», — пошутил Айбек Баратов.

Раньше времени 

Напомним, в конце прошлого года Министерство внутренних дел Кыргызстана инициировало законопроект, запрещающий использовать праворульные автомобили для пассажирских перевозок не с 2020 года, а уже с 2018-го.

«В случае отклонения предлагаемых изменений в Закон Кыргызской Республики «Об автомобильном транспорте», связанных с переносом сроков введения запрета использования автомобилей с правосторонним расположением рулевого колеса относительно оси автомобиля для коммерческой перевозки пассажиров, багажа и грузов с 2020 года на 2018 год, последствия будут самыми негативными. За два года отсрочки введения запрета количество погибших и раненных в ДТП достигнет неприемлемо больших значений, что нанесет государству значительный моральный и экономический ущерб», — говорится в справке-обосновании документа.

В противовес инициативе некоторые активисты и владельцы праворульных транспортных средств выступили против. Они составили петицию и аргументировали ее тем, что новые поправки лишат возможности заработка тысяч граждан, автомобили которых куплены в кредит и являются единственным источником их доходов. Еще одним доводом является возможность проведения коррупционных схем со стороны сотрудников МВД и Управления по безопасности дорожного движения.

В результате получилось, что законопроект не был одобрен, и, по данным ГУОБДД страны, МВД КР в начале 2018 года отозвало его.

«Хотелось бы, чтобы правительство не полностью запрещало, а оставляло общественности возможность для маневра. Людей нельзя ограничивать, нужно создавать благоприятные условия для того, чтобы, к примеру, автомобилисты могли менять расположение руля справа налево. Тогда люди станут более законопослушными и будут вести себя так, как хочет того государство», — заметил Айбек Баратов.

О. Башкирова

Добавить комментарий