Противодействовать коррупции должно само общество

В стране

Девятого декабря во всем мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией. К сожалению, в Кыргызстане коррупция – явление весьма распространенное, а ее искоренение возведено в ранг государственной политики. Тем не менее несмотря на все усилия, практически каждый из нас сталкивается с ней повседневно и повсеместно. Если проводить опрос, какая из государственных служб подвержена ей в большей степени, то патрульная милиция, осуществляющая надзор за дорожным движением, окажется на одном из первых мест. В чем причины этого явления, и как с ним бороться, мы узнали у председателя Общественного совета Министерства внутренних дел КР Ялкуна Умержановича Даутова.

— Ялкун Умержанович, какова роль Общественного совета МВД КР в борьбе с коррупцией?

— Наш Совет был образован не так давно – в феврале 2015 года. Он состоит из 10 человек, это представители гражданского общества, гражданские активисты, представители научного общества. Мы были отобраны специальной комиссией, созданной при аппарате президента. Основными задачами Совета являются проведение мониторинга и выработка общественного значимых решений для совершенствования Министерства внутренних дел КР. Одним из главных направлений нашей работы является выявление коррупционных схем и их предпосылок в органах внутренних дел. И конечно, мониторинг Дорожно-патрульной службы (как она на тот момент называлась) был включен в наш план работы. Приоритетом для нас в этой работе является выявление и пресечение незаконных действий сотрудников ДПС, патрулирования без дислокации, неуставных отношений, невыполнения требований устава или наставлений по несению службы. Мы проверяли умение сотрудников данной службы пользоваться ПОС-терминалами, а также умение правильно заполнять протокол правонарушений.

Как все мы знаем, в апреле этого года ДПС и ППС были объединены в одну службу – патрульную милицию. Мы проводим мониторинг и ПМ, но говорить о результатах пока рано, процесс реформирования еще не закончен.

Сегодня уже можно сказать, что благодаря усилиям средств массовой информации, гражданского общества, благодаря своевременному информированию о нарушении со стороны сотрудников ДПС в социальных сетях мы видим определенные положительные тенденции в этом вопросе.

— Вы располагаете сведениями, насколько коррупционные явления распространены среди сотрудников ПМ?

— Мы запрашивали данные, сколько сотрудников ДПС было уволено, сколько получили выговоры или были привлечены к административной ответственности. Согласно полученным сведениям, каждый третий сотрудник привлекался к административной ответственности, а каждый пятый был уволен, понижен в должности или переведен в другой район. Это внушительные цифры, которые очень тревожны. Прежде чем быть принятым на работу в службу дорожного надзора, каждый претендент проходит конкурсный отбор, в который входит прохождение различных тестов, проверка личных навыков, физической подготовки, знания законов, психологической устойчивости и так далее. Получается, что на службу в ДПС приходят одни из самых знающих и умеющих. Но по факту мы видим, что большинство сотрудников дорожно-патрульной службы не соответствуют требованиям конкурсного отбора.

Что с этим можно сделать? Необходимо изменить состав конкурсной комиссии, ввести в нее общественных представителей. А сама работа комиссии должна стать более прозрачной. Члены нашего Общественного совета могли бы поработать в составе конкурсной комиссии в качестве независимых наблюдателей.

Еще одна проблема, с которой мы сталкиваемся повсеместно, – это отсутствие каких-либо этических норм в отношениях сотрудников патрульной милиции и водителей, а также самих водителей по отношению к милиционерам. Мы провели серию тренингов, посвященных этой проблеме. Они были нацелены на обучение бесконфликтному взаимодействию со стороны сотрудников ПМ с гражданскими лицами. Мы видим, что эта проблема существует, и замалчивать ее тоже нельзя. Если мы не будем говорить об этом, то улучшений не будет. Должна быть элементарная этика, уважение друг к другу.

— Как и у любого другого явления, у коррупции есть свои предпосылки – социальные, экономические, этические. На Ваш взгляд, какие из них наиболее значимы, в чем они заключаются?

— Одной из главных предпосылок коррупции в МВД является низкая заработная плата и низкая социальная защищенность. Зарплата рядового сотрудника ПМ составляет 7-10 тыс. сомов. Не заложены механизмы адекватных социальных гарантий. Это притом, что милиционеры работают в ненормированном рабочем графике, а сама работа связана с угрозой жизни и здоровью. Нет института защиты, нет поддержки со стороны своего же начальства, правовой поддержки. Если сотрудника увольняют по каким-то причинам, он остается наедине со своими проблемами.

Чтобы коррупционных явлений было как можно меньше, необходимо повсеместно проводить работу с личным составом. К сожалению, мы не можем сказать, что они полностью искоренены. Есть проблемы в системе, но есть и пути их решения. К борьбе с коррупцией мы должны подходить комплексно.

— Вы сказали, что зарплата рядового сотрудника ПМ не превышает 10 тысяч сомов. Но выявляя нарушения на линии, он за полдня сможет собрать эту сумму. Как быть с этим?

— На сегодняшний день правительством предпринимается много различных мер в этом направлении. Существует постановление правительства, согласно которому 25% от суммы собираемых штрафов должно возвращаться в ПМ и направляться на улучшение материально-технического снабжения и поощрение самих сотрудников. Необходимо сделать так, чтобы каждый сотрудник ПМ понимал, что определенный процент от собранных им штрафов вернется к нему в виде премий или других дополнительных выплат. Процент этих выплат необходимо закрепить законодательно.

Очень важно минимизировать контакт сотрудников ПМ и водителей, то есть вводить фото- и видеофиксацию правонарушений, а те контакты, которые исключить невозможно, должны фиксироваться на видео и аудио. Сейчас у каждого сотрудника ПМ есть портативная видеокамера, которая записывает весь процесс его работы. Сразу видно, кто что запросил или предложил. Но этого недостаточно. Необходимо, чтобы каждая патрульная машина была оборудована видеорегистраторами обзором в 360 градусов. Это станет очень сильным механизмом воздействия, который позволит снизить коррупционные риски в разы!

Необходимо внедрять проект «Безопасный город», который позволит повысить выявляемость нарушений Правил дорожного движения, а справедливое и законное взымание штрафов улучшит материальное снабжение самой службы, увеличит зарплаты сотрудникам. А с другой стороны, водители будут меньше нарушать Правила дорожного движения, как следствие повысится безопасность дорожного движения. Как показала практика, видеокамеры наблюдения, установленные у торговых центров, рыночных комплексов, в общественных местах, позволили повысить раскрываемость преступлений и даже предупреждать их. В этой сфере мы очень сильно отстаем. И чтобы преодолеть это отставание, необходимо взаимодействие самых различных государственных структур, и работать надо вместе и целенаправленно. Это относится и к органам местного самоуправления, и к Министерству транспорта, и к ГРС, и МВД, и правительству в целом.

— Как Вы можете оценить в целом борьбу с коррупцией в государственных структурах? Это действительно работа, которая проводится целенаправленно, поступательно, или она ведется, как говорится, «для галочки»?

— Первый указ нашего президента Алмазбека Атамбаева, когда он вступил в должность, касался борьбы с коррупцией. В 2014 году был разработан пошаговый план мероприятий демонтажа системной коррупции в рядах ДПС. Да и не только в ДПС, но и во всем МВД.

Сегодня мы видим, что есть результат. Это действительно так. С ноября 2014 года введена должность уполномоченного по борьбе с коррупцией — советник министра МВД. Во всех структурных подразделениях была проведена определенная работа, в том числе и в регионах. Это не только карательные меры, но и профилактическая работа. Проведение встреч с личным составом, различных тренингов, семинаров, собраний, ротация кадров. Это ежедневная кропотливая работа, которую общественность не всегда видит просто в силу того, что сама специфика работы МВД не позволяет ее показывать.

Наш Общественный совет в этом плане проводит большую работу. Мы не замалчиваем проблемы, не закрываем на них глаза, а прилагаем все усилия, чтобы их преодолеть. Мы участвуем в реформировании органов внутренних дел, в выработке критериев оценки их работы, поднимаем вопросы взаимодействия с гражданским обществом, проводим различные мониторинги, встречаемся с населением по всей республике. И делаем все для того, что индекс доверия населения к органам внутренних дел рос.

Должен отметить, что план мероприятий по демонтажу системной коррупции в ДПС (ПМ) полностью не выполнен. Многие пункты плана не выполнены. Причины разные. Где-то не хватило финансирования, где-то не были своевременно внесены изменения в нормативно-правовые акты, не были разработаны критерии назначения или понижения в должности, критерии оценки работы. Как уже было выше сказано, не были минимизированы контакты сотрудников ПМ с правонарушителями. Если сегодня все это мы сделаем, много вопросов снимется. Конечно, это будет неидеально, но это будет шаг вперед.

— Очень многие водители жалуются на сотрудников патрульной милиции. Жалуются на то, что вымогают взятки, хамят, останавливают без веских причин. Что бы Вы им посоветовали, что необходимо предпринять в подобных случаях, куда обращаться?

— Эта проблема, к сожалению, существует. Но у нас сложилось сильное гражданское общество, многие граждане хорошо образованы и хорошо знают свои права. И если они сталкиваются с такими фактами, то говорят о них и освещают проблемы в соцсетях. Если вы столкнулись с подобными фактами, необходимо обратиться на горячую линию в службу собственной безопасности МВД КР по телефонам: (0-312) 26-60-79, (0-704) 99-99-18; e-mail: svb-mvdkr@mail.ru. И еще бы я хотел обратиться к водителям. Мы, к сожалению, не хотим платить штрафы за нарушения ППД и сами часто предлагаем инспекторам деньги. Этого быть не должно. Если вы даже не согласны с действием сотрудника ПМ, составьте протокол, укажите в нем свои претензии. На основе протокола вы можете написать жалобу, обратиться в суд. Без протокола доказать все это будет невозможно. И самый важный аспект – не нарушайте Правила дорожного движения!

— Спасибо за беседу!

Д. Александрова

Добавить комментарий