Индивидуальный «пошив» ОСАГО

В мире, Новости

Пятого сентября в России вступили в силу новые тарифы ОСАГО. По новым правилам страховщики могут снижать стоимость ОСАГО, если владелец авто не имеет грубых нарушений ПДД, не замешан в ДТП. Рассказываем о главных изменениях в кодексе о страховании автомобилей. Если в России прошел очередной этап поправок в ОСАГО, то в Кыргызстане обязательное страхование автогражданской ответственности до сих пор не введено. 

Меньше нарушаешь – меньше платишь

Российский союз автостраховщиков пересчитал для всех водителей коэффициент «бонус-малус», от которого напрямую зависит стоимость полиса ОСАГО. Впервые с момента введения новой системы расчета КБМ определятся за календарный год, а не за год действия полиса, как было ранее, при этом для многих водителей полисы стали дешевле.

Бонус-малус – это система тарифных коэффициентов, которые применяются для расчета страховой премии в зависимости от аварийной истории водителя. Коэффициент зависит от того, сколько ДТП совершил водитель по своей вине в течение года, и варьируется от 0,5 до 2,45. Те, кто в течение нескольких лет не попадал в аварии, имеют минимальную стоимость страховки, а самым беспечным водителям полис ОСАГО обойдется почти в пять раз дороже.

Новая система позволяет избежать путаницы при оформлении полиса, если у водителя были какие-либо ДТП. Сейчас один и тот же коэффициент действует в течение года независимо от происходящих аварий. Главная новация заключается в том, что теперь обновление значения КБМ происходит только один раз в год – 1 апреля. При расчете коэффициента учитывается информация об аварийности водителя за период с 1 апреля по 31 марта предыдущего года. То есть, например, авария, произошедшая после 1 апреля 2020 года, будет учтена в значении КБМ только в 2021 году.

Тарифы для всех 

Расширение тарифного коридора затронуло не только легковые автомобили физических лиц. Изменения коснулись абсолютно всех категорий машин. Так, для юридических лиц, владеющих легковым транспортом, тарифный коридор расширится на 20%. Также изменился и тарифный промежуток для грузовиков. Больше всех подорожает полис для агрессивных водителей такси – максимальная ставка базового тарифа для такси выросла на 30%, правда, аккуратным таксистам бояться нечего – для них тариф снизился на столько же. Самые незначительные изменения затронули владельцев автобусов, троллейбусов и трамваев – нижняя планка опустилась на 5%, а верхняя осталась без изменений.

Средняя стоимость и скидки 

Притом, что серьезных изменений по тарифам страховые компании не планируют, для аккуратных безаварийных водителей уже обещают скидки. Это может быть связано с тем, что страховые компании пока в полной мере не имеют доступа к базам данных ГИБДД, где видны серьезные нарушения ПДД.

Повышенная стоимость полиса ОСАГО обещана тем, кого задерживали за вождение в нетрезвом виде, сокрытие с места аварии, отказ от медицинского освидетельствования, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу и превышение скорости более чем на 60 км/ч.

«Средний уровень, как мы ожидаем, должен несколько снизиться. На снижение базовой ставки могут рассчитывать аккуратные и законопослушные автовладельцы», — объяснил директор департамента анализа и моделирования СК «Росгосстрах» Алексей Володяев.

Телематика откладывается

В третьем этапе поправок в закон об ОСАГО, которые будут рассматриваться в следующем году, ранее был пункт об обязательном использовании телематических систем в расчетах аварийности водителя. Однако позже этот пункт был исключен из-за непредвиденных затрат, которые накладывались на водителей или страховые компании, в зависимости от того, за чей счет была бы назначена установка оборудования.

Именно телематика стоит во главе угла в страховых вопросах и спорах в европейских странах. Компьютер считывает все нарушения, манеру вождения и дает оценку, на основании которой рассчитывается тариф. В России телематические системы устанавливаются добровольно и перспектива у них довольно туманная.

В «хвосте» цивилизации

А что же с ОСАГО в Кыргызстане? Напомним, 24 июля 2015 года был принят Закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств». Его разработали для защиты прав и законных интересов потерпевших на возмещение причиненного вреда в результате ДТП, а также защиты имущественных интересов владельцев автотранспортных средств, застраховавших свою ответственность. Но на протяжении пяти лет дата вступления закона в силу неоднократно переносилась. Казалось бы, окончательная точка была поставлена 16 марта 2020 года, когда в закон были внесены очередные изменения, предусматривающие определенный график вступления закона в силу по категориям владельцев автотранспорта.

Однако в конце июня депутаты Жогорку Кенеша утвердили законопроект для очередного переноса сроков начала работы ОСАГО.

«В Кыргызстане ситуация абсурдная. В прошлом году ввели штрафы за отсутствие страховки и тут же сотрудников ГУОБДД лишили права проверки страховых полисов. То есть, если будет введено даже усеченное ОСАГО, оно не будет работать, так как ни у кого нет полномочий налагать штраф за отсутствие страховки. Зачем устанавливать какую-то ответственность, если никто не имеет права проверять наличие полисов?» — возмутился президент Ассоциации страховщиков Кыргызстана Сабырбек Молдокулов.

Несмотря на установленные сроки, постановление правительства КР, утверждающее соответствующие подзаконные акты, в том числе Правила страхования и тарифы, так и не принято. Коронавирус стал очередным поводом для продления сроков.

«К сожалению, закон об ОСАГО не работает по сей день, и никто ничего не делает. Вернее, идет медленное «перепихивание» законопроекта об изменениях в закон от правительства в ЖК, оттуда к президенту, потом снова в ЖК. Наши неоднократные встречи и обращения показали, что правительство недооценивает важность страхования», — отметил президент Ассоциации страховщиков Кыргызстана Сабырбек Молдокулов.

Пока законы не начнут работать, страхование не сможет развиваться в Кыргызстане, а люди продолжат при чрезвычайных ситуациях терять деньги.

Очень жаль, что до индивидуального «пошива» ОСАГО в Кыргызстане, находящегося в состоянии раскроя, еще очень далеко. Мы снова плетемся в «хвосте» цивилизации.

Материал подготовили Б. Байбосунов и О. Башкирова

Фото из Интернета

Добавить комментарий