Как автовладельцу добиться возмещения ущерба за моральный вред?

Консультация юриста, Статьи

Компенсацию морального вреда требуют при недобросовестном отношении исполнителей услуг (СТО, пунктов замены масла и прочее) к потребителю. Право на такую компенсацию возникает, когда потребитель испытывает физико-душевные страдания. Подробнее о том, что такое моральный вред потребителю автомобильных услуг и как добиться взыскания морального ущерба за нарушение прав потребителей, рассказывает опытный юрист, директор Единого правового центра «Вигенс» Владимир Плужник.

Моральный вред — это физические и нравственные страдания потребителя из-за нарушения его прав, например, мастером по ремонту авто. Такие страдания выражаются:

— во временных болевых ощущениях;

— в нервных потрясениях, переживаниях, волнениях, мучениях;

— в постоянных или долговременных физических или психических заболеваниях;

— в дискомфортности;

— другое.

За что можно требовать моральную компенсацию

Компенсацию морального вреда вправе требовать потерпевший в случае неправомерного отказа от заключения договора. Если потребитель обратился в автомагазин за покупкой, то продавец не имеет права отказать в такой просьбе. Пример: покупатель собирался оплатить один тюбик автомобильного клея купюрой в 5000 сомов. Так как у продавца не было сдачи, то он отказал в продаже, предложив где-нибудь разменять купюру, а потом приобретать товар.

Компенсацию морального вреда вправе требовать потерпевший в случае выявления брака, дефектов, нарушения срока оказания услуги или работы, поломки, повреждения авто потребителя, так как на СТО не предоставили ему правила пользования результатом услуги.

Если при выявлении несвоевременности услуги (работы) исполнитель беспрекословно выполнит требования потребителя (устранит недостаток, заменит товар), то это не освобождает его от обязанности возмещать моральный вред. Но это может уменьшить размер вреда. Требовать компенсацию можно сразу при заявлении претензии о качестве, безопасности, а можно оставить и на потом. Надо действовать по обстоятельствам.

Какую сумму возможно получить?

Моральный вред выражается в деньгах, требовать его в другой форме, допустим, товарами или услугами, нельзя. Размер денежного взыскания потребитель устанавливает сам, исходя из разумных пределов, которые определяются в зависимости от уровня виновности продавца, исполнителя, изготовителя и характера поведения ответственного лица в споре. Например, продавец уклоняется от гарантийного ремонта или ведет себя грубо и вызывающе. Это может быть основанием для увеличения суммы вреда масштабности последствий, наступивших для потребителя, силы и длительности страданий потерпевшего.

Неправильно будет, если устанавливать размер вреда от стоимости товара, финансовой состоятельности продавца, исполнителя и прочего. Ограничить размер компенсации, определенный потребителем (другим пострадавшим), может только суд.

Желательно потерпевшему присутствовать в судебном заседании, так как, говоря о моральном вреде, кроме сухих доказательств нужны эмоции, которые увидит судья и оценит, насколько истец страдает.

В суде доказывают:

— нарушение прав потребителя при продаже или выполнении услуг, работ;

— в чем заключается моральный вред.

Это подтверждается, к примеру, больничным листом, записью в трудовой книжке, свидетельством о разводе. Просто указать о намерении на взыскание вреда недостаточно, его нужно как следует обосновать. В противном случае в компенсации откажут или формально взыщут минимальную сумму.

Размер компенсации следует немного завышать, так как в основном суды урезают предложенный размер. Подготавливая исковое заявление, учитывают следующее: требование о моральном вреде нужно предъявлять в одном иске с основными требованиями. В заявлении отдельно обосновывается компенсация и отдельно в резолютивной части указывается само требование о моральном вреде; если было нарушение прав потребителя и требования потребителя были удовлетворены в досудебном порядке, возможна подача самостоятельного иска только о компенсации морального вреда; обязательной претензии о моральном вреде в досудебном порядке не требуется; компенсация не требует, как и основные требования в иске, уплаты государственной пошлины. Составляя иск о взыскании морального вреда, обычно вначале описывают нарушение закона, виновность ответчика, а уже после следует часть относительно морального вреда со ссылками на вышеописанные разделы иска.

www.vigens.ru — тысячи советов юристов Единого правового центра «Вигенс».

Записала М. Евтеева

Важную и полезную информацию для автовладельцев можно найти на сайте news.avtogid.kg в рубрике «Консультация юриста», которую ведет опытный юрист, директор ЕПЦ «Вигенс» Владимир Плужник.

Добавить комментарий