Нелегальный извоз под «липовыми» шашками

В стране, Новости, Статьи

На крупных перекрестках Бишкека стоят «таксисты-бомобилы», готовые увезти вас хоть на край земли. Только стоит ли рисковать и садиться в авто к частнику, зная, что за его работой особо никто не следит?

«Пиратский» извоз

В Бишкеке работают более двадцати таксомоторных компаний. По статистическим данным, в столице официально осуществляют свою деятельность порядка двух тысяч автомобилистов и еще 5-6 тысяч занимаются «пиратским», нелегальным извозом. В каждом квартале столицы есть «пятачки», где «бомбилы» поджидают своих клиентов. Таксисты, работающие официально, называют цену по таксометру, а частники называют свой тариф «от фонаря», который значительно превышает реальную стоимость извоза.

Есть спрос…

Если есть спрос, значит, есть и предложение. Организация работы таксомоторных служб реально хромает, особенно в час пик. Ожидая такси, можно потратить часы, а операторы служб не всегда вежливо твердят, что «машин в вашем районе нет». Вот почему частники пользуются спросом. Рассмотрим некоторые аспекты проблемы.

Риск для жизни

Пассажиры садятся на борт к нелегальному таксисту, а это риск. Неизвестно, кто это и что у него на уме.

«Со мной произошел неприятный случай. Я очень торопилась, а ждать такси в час пик было некогда. Я села в автомобиль «бомбилы». Водитель всю дорогу рассказывал неприличные истории, а затем завез меня в какой-то переулок. Он остановил авто, повернулся ко мне. Я испугалась, открыла дверь и убежала прочь. После этого случая я никогда не сажусь в такси одна», — рассказала бишкекчанка Александра Коцарь. И таких случаев десятки, если не сотни.

Вне закона

Таксисты-частники, как правило, работают вне закона. Они не оплачивают налоги на оказание услуг населению и не приобретают патент. Хотя стоимость патента на 30 дней для такси составляет 500 сомов.

В ГНС отмечают, что в ходе рейдов с инспекторами ГУОБДД сложно определить, занимается водитель предпринимательской деятельностью по извозу или везет родственников.

«Когда мы останавливаем машину, то становится понятно, что водитель просит пассажиров подтвердить, что они являются родственниками или знакомыми. Люди сами помогают таксистам нарушать закон», — отметил глава пресс-службы ГНС Эркин Сазыков.

«Липовые» шашки

«Приобрести шашку на авто можно через Интернет, поэтому многие нечестные водители перевозят пассажиров, работая якобы от таксомоторной компании. В свою очередь эти компании не могут контролировать нелегальное приобретение шашек их службы, — отметили в администрации таксомоторной компании «Удача». — Проверкой законности осуществления деятельности по перевозке пассажиров водителями такси занимаются соответствующие службы — Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения и Государственная налоговая служба».

Легальная работа

По словам администрации таксомоторной компании «Удача», чтобы устроиться в службу такси, требуются паспорт, водительское удостоверение с соответствующей категорией, автомобиль с наличием талона о прохождении технического осмотра на право извоза пассажиров, патент – статус индивидуального предпринимателя и страховой полис перевозчика.

Напомним, с первого апреля текущего года вступили в действие поправки в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами», согласно которым сотрудники ГУОБДД проверяют наличие страховых полисов. За отсутствие страховки на водителей, которые перевозят пассажиров, в соответствии со статьей 244-1 Кодекса об административной ответственности КР налагается штраф в размере 500 сомов с требованием в обязательном порядке приобрести страховку.

При наличии документов таксомоторная компания заключает соглашение о сотрудничестве, водитель приобретает шашку, на которой установлен номерной знак такси, и скачивает приложение с пассажирскими вызовами.

Без присмотра!

Как видно, деятельность «бомбил» никем не отслеживается. В пресс-службе мэрии отметили, что Управление городского транспорта этим не занимается, перенаправив вопрос в Министерство транспорта и дорог. Одно из его подразделений — Государственное агентство автомобильного и водного транспорта — занимается «созданием равных условий для справедливой конкуренции между субъектами предпринимательства, занимающимися деятельностью по перевозке пассажиров и грузов автомобильным и водным транспортом», однако про такси там нет и слова.

Получается, что в законодательстве есть огромный пробел! Значит, частники, как и прежде, будут заниматься «пиратским извозом» и предоставлять услуги сомнительного качества, опустошая карманы доверчивых клиентов и государства.

О. Башкирова

Фото из Интернета

Добавить комментарий