Обсуждаем законопроект

Мы и автомобиль, ПДД и штрафы

Министерство внутренних дел вынесло на общественное обсуждение проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности». Своим мнением по законопроекту с нами поделился эксперт Олег Мороз. 

— Олег Николаевич, как Вы оцениваете данный законопроект?

— На мой взгляд, законопроект интересный, актуальный. Многие из его положений направлены на улучшение общественного порядка: более детально прописаны штрафы, есть положения, пресекающие попрошайничество на улицах. Но есть и поправки, которые, с моей точки зрения, весьма спорные.

— Например, какие?

— Это прежде всего изменения, которые вносятся в 34-ю статью кодекса. Приведу их дословно: «Водители транспортных средств, совершившие три и более правонарушения в течение одного года, предусмотренные частью третьей и четвертой статьи 224, статьями 225-229, частью первой статьи 230, статьи 231, частью первой-третьей статьи 232, статьями 233-235, 240-242, частью первой статьи 244-2 настоящего Кодекса, направляются на дополнительное обучение в образовательную организацию по обучению водительского состава (автошколу) с последующей проверкой знаний Правил дорожного движения». Согласно этим изменениям, каждый, кто три раза нарушит Правила дорожного движения, будет направляться на переобучение. Это положение создаст массу неудобств всем гражданам, имеющим водительские удостоверения. Оно нарушает требования Конституции, которая запрещает принимать законы, ухудшающие положение граждан. Получается, вводится новый вид наказания – переобучение.

— Возможно, тем самым государство хочет повысить квалификацию водительского состава. Мы постоянно слышим, что обучение будущих водителей у нас оставляет желать лучшего, а служба обеспечения безопасности дорожного движения одной из причин высокой аварийности в нашей стране называет именно низкую квалификацию водителей.

— С этой точки зрения это действительно так. Но давайте не будем забывать о том, что каждый водитель прошел обучение в автошколе, сдал экзамен, и государство выдало ему право на управление транспортным средством. Тем самым оно признало, что его знаний достаточно, чтобы водить машину. А теперь оно почему-то решает, что он должен заново проходить обучение. Почему? Не будем также забывать и о том, что все автошколы в нашей стране – частные. Государственных автошкол просто нет. Имеет ли право государство направлять пусть даже провинившегося водителя на обучение в частную автошколу? Следующий вопрос: кто будет оплачивать обучение? Школа ведь частная, и на бесплатной основе проводить обучение она просто не сможет и не будет. Далее. До направления на переобучение водитель совершает три нарушения ПДД. За каждое из нарушений он уже несет административную ответственность, в том числе и в виде уплаты штрафов. А теперь его еще направляют на переобучение, он должен затратить свое время, деньги, нервы. Тем самым получается, что за одно и то же нарушение он несет наказание два раза. Это также не соответствуют нашим нормам законодательства. Плюс это положение порождает коррупционную схему. Водитель ведь понимает, что он совершил третье нарушение ПДД, и он приложит все силы, чтобы избежать переобучения. Он будет «договариваться» с инспектором. Не получится договориться – пойдет жаловаться вышестоящему начальству, будет подавать иски в суд. Все наши суды будут просто завалены подобными исками, и им некогда будет рассматривать значимые дела. Все это мы уже проходили в 2008-2009 годы, когда за три нарушения ПДД можно было лишиться прав.

И еще. Водителя направляют на переобучение. После его прохождения он получит новые права или ему вернут старые? Может ли он во время переобучения управлять автомобилем? Если права изымаются, то на какой срок выдается временный талон? И каким образом он вообще выдается?

— На мой взгляд, нарушений Правил дорожного движения у нас так много оттого, что за нарушением не всегда следует наказание. Скорее даже наказание в массе всех нарушений выглядит как исключение. Как только появится неотвратимость наказания, количество нарушений тут же снизится. Вы согласны?

— Это так. Именно на это направлена система «Безопасный город». Как только она заработает, будет фиксироваться огромное количество нарушений ППД, особенно в первое время, пока все не привыкнут. И каждый из нас эти три нарушения совершит за очень короткий срок. И что, всей страной заново пойдем учиться и на права сдавать экзамены?

Есть еще один момент, который вызывает большие сомнения в целесообразности этих изменений. В январе 2019 года вступает в силу Кодекс о нарушениях, который должен заменить существующий ныне Административный кодекс. В феврале были внесены поправки на всенародное обсуждение. Обсуждение займет два месяца. В апреле законопроект поступит в комитеты Жогорку Кенеша на обсуждение. Примут его в лучшем случае осенью, в октябре – ноябре. Еще необходимо время на подписание его президентом и опубликование в официальных источниках. Пусть даже он вступит в силу в ноябре. А с 1 января будут действовать уже новые нормы, и получается, что действовать это положение будет всего лишь месяц. В чем смысл его принятия?

Государство не должно создавать своим гражданам постоянные проблемы. Сначала с паспортами, потом с водительскими удостоверениями. Хотите улучшить обучение управлению транспортными средствами? Прекрасно! Ужесточите контроль за автошколами, повысьте требования во время сдачи экзаменов. В конце концов, предусмотрите все это в новом Кодексе о нарушениях. Но не должен гражданин каждый раз отвечать за то, что государство что-то упустило, не продумало или передумало. Не боитесь получить социальное негодование?

— С какими еще поправками данного законопроекта Вы не согласны?

— В законопроекте есть норма, согласной которой, водитель, нарушивший ПДД, в случае если данное нарушение было зафиксировано видео- или фотокамерой, уведомление об уплате штрафа получит путем SMS-рассылки, либо информацию о своем нарушении он получит на портале госуслуг. Давайте начнем с того, что не один законодательный акт не обязывает меня заходить на портал государственных услуг. Во-вторых, что такое SMS-рассылка? Где гарантия, что я получу ее вовремя? У нас ведь горная страна, не везде связь устойчивая. Где гарантия, что не будут нарушены мои права, а информация о моем нарушении не попадет к третьему лицу? Предположим, на меня зарегистрированы несколько сим-карт разных операторов. На какой номер мне отправят SMS? А может, я им не пользуюсь давно или передал другому лицу. Или, возможно, эта сим-карта была приобретена мной для ребенка. А может, машина у меня есть, а телефоном я не пользуюсь? Или я пользуюсь номером, зарегистрированным на другое лицо? Вопросы эти можно продолжать.

Самое главное, эта поправка уже нарушает существующие нормы кодекса. Статьи 553 и 554 обязывают органы государственной власти предоставить доказательства моей вины. В данном случае это должно быть письмо с зафиксированным фактом нарушения мною Правил дорожного движения. Вполне возможно, я буду не согласен, я могу оспаривать данное нарушение вплоть до суда. Опыт соседних стран показывает, что штраф не всегда налагается справедливо. Тень от соседней машины, нечеткая разметка или подложный номерной знак могут стать причиной наложения штрафа. А как я смогу оспорить SMS-ку в суде? Что я принесу в суд? Распечатку моих телефонных звонков и сообщений? У суда будет доступ к порталу госуслуг, к SMS-рассылке.

Еще раз повторюсь, во многом данный законопроект обоснован и направлен на улучшение безопасности дорожного движения, обеспечение общественной безопасности. Но с этими двумя нормами я не согласен. И думаю, не согласен не я один.

— Спасибо за беседу!

Д. Александрова

5 comments

  • В свое время Мороз сам пробивал такие поправки в Кодекс, а теперь став гражданином России (так было сказано в свое время МВД КР) критикует наши законы. Насколько это порядочно с его стороны?

  • Интересно, Мороз являясь руководителем ОсОО «Алекс Иншурэнс Энд Реиншурэнс Брокерс» (страховая контора) сейчас лоббирует и поддерживает введение обязательного страхования автовладельцев или нет? Или здесь ничего личного и только бизнес? Контора эта кстати с иностранным капиталом.

  • Мы переадресовали вопросы Олегу Мороз. Публикуем ответы эксперта для читателей печатно-электронного издания «АВТОгид».

    Олег Мороз:
    Отвечаю на первый вопрос: в иншуренсе я в настоящее время не работаю. Насколько мне известно, компания не функционирует, а существует только на бумаге. А если она с иностранным капиталом, разве это плохо? Страховой брокер (иншуренс) не имеет никакого отношения к штрафам ГУОБДД. Закон об обязательном страховании рано или поздно заработает. С ним живет практически весь мир.
    Теперь отвечу на второй вопрос: законопроекты, которые я продвигал, не противоречили законодательству республики. Более того, они устраняли коррупционные проявления, способствуя безопасности дорожного движения. Я критикую не закон, а слабые места в законопроекте, которые противоречат законодательству Кыргызстана и которые в последующем, если будут приняты, коснутся не только каждого водителя, но и практически всех нас. Это может вызвать массовое недовольство граждан.
    Дополнительно сообщаю, что согласно Конституции Кыргызской Республики, я имею двойное гражданство: России и Кыргызстана. И как гражданин Кыргызстана имею право высказывать свое мнение по вопросам, которые знаю не понаслышке. Ничего неэтичного в этом нет. Тем более что я живу в Кыргызстане, как и вся моя семья, и мне не безразлично, как будет

  • 1. Две Родины — два мнения? Молодец. Пользуется законодательными пробелами Кыргызстана. Выбирает двух Президентов и т.д.?
    2. А если фирма на бумаге, то как он был ее руководителем?
    3. Кстати и в его период много чего было «противоречащего законодательству», но глаза закрывал? Теперь стал экспертом и прозрел? Грамотные юристы могут ткнуть носом в недоработки.
    4. Это частное мнение или экспертное заключение?

  • Уважаемые читатели, мы рассматриваем проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности», вынесенный на общественное обсуждение Министерством внутренних дел Кыргызстана, а не личность гражданина, принявшего участие в этом обсуждении. Все замечания и предложения по существу вопроса можно отправить авторам законопроекта. Контактное лицо Н. Сатыбалдиев, телефоны: (0-553) 29-26-26, (0-312) 63-00-51, (0-312) 63-03-85; e-mail: snr7070@mail.ru.

Добавить комментарий для Пешеход Отменить ответ