Меняем шины своевременно 

Мы и автомобиль

В течение года автовладельцы переобувают автомобили два раза: используют соответственно летний, зимний либо всесезонный тип покрышек. Переход на определенный тип резины стоит выполнять своевременно, иначе шансы попасть в ДТП увеличиваются. Поэтому каждый автовладелец должен знать, когда нужно менять зимнюю резину на летнюю, и наоборот. 

Чем отличаются зимние шины от летних? 

Первые в истории зимние покрышки, появившиеся еще в начале прошлого столетия, разрабатывались для того, чтобы улучшить управляемость автомобилей на снегу. Вот только от обычных, незимних шин, они поначалу почти не отличались.

Зато за последние восемь десятилетий шинная промышленность продвинулась так далеко, что зимние покрышки превратились в неотъемлемый элемент безопасности для всех водителей тех климатических зон, где зимой снег выпадает регулярно.

И отличий между современными летними и зимними шинами очень много, а главное из них — зимние шины значительно мягче летних. Применяемые для их производства составы резины сами по себе мягче тех, что используют для летних покрышек — это нужно для того, чтобы резина сохраняла мягкость (эффективность) даже на сильном морозе. Дополнительную податливость зимним колесам придают еще и ламели — небольшие углубления, которыми испещрен протектор шин для холодного времени года. Они же помогают покрышкам цепляться за микроскопические неровности, присутствующие даже на гладком льду.

Когда нужно переходить с зимних шин на летние?

Твердость резины для покрышек измеряется по Шору — методом вдавливания при помощи специального прибора, именуемого дюрометром.

Зимние шины работают с максимальной эффективностью в условиях, когда среднесуточная температура опускается ниже семи градусов по Цельсию. В холодную погоду мягкие зимние покрышки лучше цепляются за поверхность дороги (даже асфальтовую), лучше отводят воду из пятна контакта и позволяют эффективнее тормозить. Короче, одни плюсы!

Но как только на улице становится тепло и температура сухого асфальта начинает расти день ото дня, зимние покрышки, конечно же, не превращаются в желе и даже могут работать немного лучше летних, потому что они мягче. Но совсем недолго.

Потому что через некоторое время на теплом сухом асфальте они начнут стремительно перегреваться. Это ведет к тому, что машина начинает хуже управляться — но и это не самое страшное. Из-за перегрева шин резко увеличивается тормозной путь автомобиля, а значит, в экстренной ситуации от начала торможения до полной остановки дистанция будет значительно большей, чем вы ожидали.

Насколько может измениться тормозной путь? 

Заметно увеличивается. И это проверила компания Pirelli, которая провела эксперимент. Для этого Pirelli сравнила два комплекта шин: летние Pirelli Scorpion Verde и зимние, нешипованные. И те, и другие размерностью 235/55 R18 — под Volkswagen Tiguan нового поколения со 150-сильным дизельным двигателем, роботизированной коробкой передач DSG и полным приводом.

Сначала обули «Тигуан» в летние шины и поехали на гоночную трассу ADM Raceway. Разгоняли кроссовер до 100 км/ч до ворот из конусов, потом изо всех сил тормозили до полной остановки автомобиля.

Для того чтобы остановиться со ста километров в час, «Тигуану» на летних шинах, накачанных до 2,3 бара (рекомендуемое производителем давление) и при температуре воздуха 15 градусов по Цельсию, понадобилось всего 38,4 метра. Это неплохой результат для такого класса машины.

Чтобы сделать эксперимент еще нагляднее, построили на той же отметке стену — из картонных коробок (представьте, что это бетонная стена). Переобули авто в зимние шины, давление воздуха в шинах — те же 2,3 бара.

Разогнали паркетник так же до ста километров в час, жесткое торможение, и с первой же попытки «Тигуан» на зимних колесах проезжает на полтора метра дальше, чем этот же «Тигуан» на летних. И это при далеких от рекордов весенних 15 градусах! Вторая попытка. И теперь кроссовер проезжает еще полтора лишних метра!

Всего двух экстренных торможений хватило для того, чтобы у машины на зимних покрышках тормозной путь увеличился на три метра по сравнению с летними! А это — очень много.

Конечно, скептики скажут, что экстренные торможения со ста километров в час приходится исполнять не каждый день, а то и не каждый год. Но дело ведь не только в торможении. Зимние шины будут перегреваться летом просто потому, что они созданы для работы в других условиях. Машина на них будет хуже тормозить, хуже поворачивать, а сами покрышки начнут быстро разрушаться. А это вам нужно?

Еще пять причин, почему использование зимних шин летом не только некомфортно, но и опасно.

  1. Размытые реакции на руль

При плюсовой температуре зимняя резина работает как подушка между автомобилем и дорогой. Каждое движение рулем становится немного размытым и заторможенным из-за такого дополнительного «амортизатора». В теплое время точность управления автомобилем на зимних шинах снижается на 15% в сравнении с летними моделями. Плохое управление может стать причиной ДТП.

  1. Повышенный шум

Чтобы обеспечить хорошее сцепление на льду и снегу, зимние шины наделяют большим количеством выступающих кромок. Для этого блоки протектора делают сложной формы с рублеными гранями, дополнительно шину снабжают зубастыми боковинами и множеством поперечных канавок. Все эти грани попеременно ударяются о дорогу, создавая монотонный гул. А у шипованной шины еще и каждый шип звучит, как маленький молоточек. Зимним моделям не угнаться по акустическому комфорту за летними шинами со сплошными продольными ребрами протектора и скругленным рисунком.

  1. Большой расход топлива

Размягченная летом резина зимних покрышек, да еще и с большим количеством сцепных кромок, катится по асфальту гораздо хуже, чем плотные летние шины. Двигателю крутить такие колеса тоже сложнее, а значит, расход топлива возрастает. А это, между прочим, дополнительная трата денег.

  1. Быстрый износ резины

Повышенный износ зимней резины начинается уже при среднесуточной температуре +7 градусов. А в жару такие шины начинают стираться, как школьный ластик. Так что, решив ездить круглый год на одном комплекте, вы не сэкономите на покрышках. Кроме того, «лысый», да еще и мягкий протектор небезопасен.

  1. Неприятные ощущения в поворотах

Любите азартную езду, прокатиться с ветерком на виражах? На зимних шинах летом это у вас вряд ли получится. При боковом ускорении в поворотах зимний протектор с его многочисленными блоками и бороздками как бы подламывается, а резиновая смесь и без того ненадежно цепляется за дорогу. Резкий занос или снос могут возникнуть совершенно неожиданно, удовольствия от вождения они не доставят.

Материал подготовил Т. Баятов

Добавить комментарий