Музей-гараж махараджи

Мы и автомобиль

Среди огромного количества автомобильных музеев мира, без сомнения, самым экзотическим является Музей-гараж махараджи в Ахмедабаде. Он поражает посетителей коллекцией раритетных автомобилей.

Это автомузей господина Пранлала Бхогилала в его имении в Катвада под Ахмедабадом, в штате Гуджарат. Основа экспозиции музея – машины, которыми пользовался махараджа этой местности. Среди них особо примечательны охотничьи автомомбили Hispano-Suiza H6B конца 20-х годов или Rolls-Royce 30-х, с усиленной подвеской, прожекторами, ружейной пирамидой. Кстати, есть в гараже и несколько скромных Ford Т, которые были удобны для охоты из-за того, что передачи у них переключались ногами, а руки оставались свободными для стрельбы. Интерьеры выездных автомобилей махараджи, конечно, поражают своим богатством с индийским колоритом – парча, золото, слоновая кость. Индийская роскошь для представителей высшей касты – вот где мифы обретают реальные очертания.

Все экспонаты этого музея – личные авто местного махараджи. Воображение туристов поражают как внедорожники 20-30-х годов, оборудованные по последнему слову техники того времени, так и автомобили, выполнявшие представительскую функцию.

Господин Пранлал Богилал оказался не просто крупнейшим в Индии собирателем старинных машин, но и основателем Vintage and Classic Car Club India. Основой частного музея послужили персональные экипажи его деда на все случаи жизни — и для торжественных выездов, и для сафари. Кстати, Пранлал очень гордится тем, что его семья никогда не продавала своих машин, относясь к каждой с заботой и вниманием. Им даже давались имена, часто — весьма наивные, например «Тутти-фрут-ти». А когда во время Второй мировой войны одну из машин (это был Packard 1940 года) собирались реквизировать для нужд губернатора штата, семья отстояла «стального коня».

Махараджи очень любили шик и экзотику, необычность их автомобилей до сих пор поражает воображение. Например, машина-лебедь сделана в Великобритании. Очень экстраординарный автомобиль. Эта машина принадлежала индийскому махарадже, правда, сейчас она является экспонатом музея старинных машин Лоуман в Гааге. Это было творение богатого эксцентричного шотландца Роберта Мэтьюсона, который жил в Калькутте в 20-х годах прошлого века. Мэтьюсон хотел шокировать своим автомобилем местную элиту, и ему это удалось. Корпус автомобиля выглядит как лебедь, плывущий по водной глади, задняя часть и дверцы украшены изображениями лотоса, выполненными из золота, кроме обычных фар при наступлении темноты загораются лампочки в глазах лебедя, а шелковые сидения и сигнал, имитирующий трубный зов слона в джунглях, — это уже мелочи по сравнению с помпезностью этого авто.

Появление автомобиля посеяло панику на улицах города, даже полиция приехала. Ну, а правящий махараджа непременно захотел купить эту чудо-машину. Шотландец не возражал, и семья махараджи вступила во владение «Лебедем» и владела им более 70 лет. Автомобиль обнаружили совершенно случайно много лет спустя. Он был в ужасном состоянии. В 1991-м году музей Лоуман приобрел его и отреставрировал.

Автомобиль пришел в Индию вслед за другими благами западной цивилизации: железной дорогой, телеграфом, скорострельным оружием. «Проводниками» всего нового выступали главным образом представители высших, наиболее просвещенных каст. Потомки древних правителей и воевод, получив образование в Итоне, Кембридже и Оксфорде, возвращались на родину с автомобилями. Многие из них научились водить, но, поскольку в Индии самоличное управление машиной считалось неприличным, они за баснословные деньги нанимали шоферов-британцев. Дело в том, что местные водители совершенно не годились — прекрасно справляясь со слонами и верблюдами, они и представления не имели, на какой скорости надо входить в поворот и когда начинать тормозить.

Первым самодвижущимся экипажем в Индии, скорее всего, следует считать автомобиль, привезенный в 1897 году в Бомбей британским предпринимателем Форстером из компании Greaves Cotton & Со. Ну а первым индусом, севшим за руль, оказался в 1901 году промышленник Джам-сетжи Тэта из Парси. Пионером же «моторизма» из верхушки индийского общества стал правитель Нава-гара махараджа Джамсахиб Ран-джисикх Вибхаджи. Он приобрел авто еще во время учебы в Кембридже в период с 1889 по 1893 год. Это было время, когда и в самой Великобритании отношение к новому виду транспорта было отнюдь неоднозначное. Например, еще действовал «Закон красного флага», запрещавший движение автомобилей быстрее 5 миль в час (8 км/ч). По этому закону в населенном пункте машину полагалось сопровождать сигнальщику с красным флагом. Отменить «Закон красного флага» удалось только в 1896 году.

Махараджа слыл большим поклонником очень дорогих машин совершенно забытой сегодня марки Lanchester, он приобрел 42 автомобиля. И именно на Lanchester 12 HP в декабре 1904 года правитель совершил первый в своем роде трансиндийский пробег из Дели в Бомбей. Тогда это была просто сенсация, да и сейчас это было бы удивительно – правитель, президент или премьер-министр на автопробеге! Эта новость была бы достойна всемирного внимания!

Материал подготовлен И. Бойко

Добавить комментарий