В чем популярность круговых развязок?
Развязки с круговым движением, популярные в разных странах, в частности в Великобритании, очевидно, более эффективны, чем перекрестки с полной остановкой или другие виды перекрестков. Сейчас в мире насчитывается более 50 тысяч круговых перекрестков, но наиболее широкое распространение они получили в Европе.
Одну из самых знаменитых развязок разработал инженер Фрэнк Блэкмор, работавший в лаборатории британского транспорта и дорожных исследований. Знаменитая сегодня развязка в Суиндоне появилась в 1972 году. Изначально она называлась Острова графства, но ее быстро окрестили «Волшебной круговой развязкой», и в результате это имя стало официальным. Блэкмор разработал ее дизайн, сравнивая единичные круговые перекрестки с альтернативными прямолинейными, а затем начал добавлять двойные, тройные варианты. Сложная развязка состоит из пяти отдельных круговых развязок меньшего размера, направляющих трафик по часовой стрелке и расположенных вокруг одного центрального кольца, работающего против часовой стрелки.
Ключевое свойство любой круговой развязки – это простота правил. Эффективность достигается уменьшением скорости движения трафика и увеличением внимания водителей. На неконтролируемых перекрестках, как круговых, так и обычных, водители обычно внимательнее следят за дорогой и окружением, основываясь на своих соображениях, а не на сигналах и знаках. Круговые перекрестки позволяют обходиться без светофоров. Это хорошее подспорье в борьбе с пробками.
По словам немецкого специалиста по организации движения профессора Вернера Брилона, многолетние исследования доказали, что перекрестки с круговым движением могут значительно улучшить пропускную способность улиц. Однако круговой перекресток теряет свои преимущества, если вблизи от него есть светофоры.
Долгое время считалось, что круговые перекрестки можно устраивать только на больших площадях, но опыт Великобритании, где уже в конце 1960-х годов появились мини-круговые перекрестки, убедил многие страны, что они эффективны в самых различных городах. В 1980-е годы «круги» стали массово появляться в Швейцарии и Франции. Франция, к слову сказать, является одним из рекордсменов по их количеству.
А вот в городах Германии круговые перекрестки долгое время были «изгоями». Противники их введения говорили о том, что гораздо удобнее двигаться по прямым улицам, в то время как «на кругу» возникает необходимость перестраиваться. Предполагалось, что это приведет к увеличению числа ДТП. И лишь в 90-е, когда в стране начались эксперименты с созданием мини-круговых перекрестков, этот миф был развенчан. Согласно данным общегерманского автомобильного клуба (ADAC), круговое движение позволяет на треть снизить число столкновений. Сейчас круговые перекрестки в Германии очень распространены, и новые «круги» продолжают появляться.
Но тем не менее во многих странах, включая США, они не нашли признания. Этому можно привести несколько объяснений. Некоторые эксперты указывают на историческое различие в эволюции инфраструктур и направлений правительственных инвестиций, а другие утверждают, что британская культура коллективной работы не совместима с американским менталитетом. Или, возможно, американцы как-то раз взглянули на эту развязку и с криками ужаса умчались в ночь.
В США круговые перекрестки не пользуются такой популярностью, как в Европе, однако есть и исключения из правил. К примеру, в городе Кармель, который находится к северу от Индианаполиса, их насчитывается около 70 — больше, чем в любом другом городе Америки. Местные жители любят их за скорость и эффективность, однако гости города, не привыкшие к столь странной для США организации движения, зачастую предпочитают ездить на такси. Первая кольцевая развязка была построена в городе Кармель в 1997 году, причем вдохновил на это местные власти опыт Великобритании. Эксперимент был настолько успешным, что круговые перекрестки стали появляться один за одним, превратив в итоге Кармель в «круговую» столицу Америки.
Исследования, проведенные Институтом дорожной безопасности (США), а также независимыми исследовательскими группами, показали, что введение круговых перекрестков понизило аварийность на 37%, а аварий, в результате которых люди получали травмы, стало меньше на 75%.
Автовладельцы говорят, что получается гораздо быстрее проехать несколько круговых перекрестков, чем аналогичное количество перекрестков с светофорами. Это подтверждают и различные национальные исследования, которые помимо скоростных качеств круговых перекрестков отмечают и экономию топлива.
Глядя на успешный опыт западных стран по «внедрению» круговых перекрестков, волей-неволей задумываешься, почему бы не использовать «круги» для решения наших транспортных проблем. Надо по мере возможности перенимать передовой мировой опыт.
Материал подготовлен И. Бойко