О наболевшем: Слабые стороны «Безопасного города»

В стране, Новости

С запуска проекта «Безопасный город» прошло только два месяца, но положительные результаты уже заметны невооруженным глазом: поведение водителей на дорогах столицы стало более культурным, а количество пострадавших в ДТП людей сократилось. Однако начало работы системы обнажило и ряд серьезных недоработок в различных сферах жизни страны.

Два этапа проекта

Проект «Безопасный город» является компонентом большого проекта «Умный город». Он включает фото- и видеофиксацию нарушений ПДД участниками дорожного движения и получение информации об общественном порядке и транспортном потоке в местах установки системы. Власти подчеркивают, что главные цели проекта — сокращение количества ДТП в стране, снижение уровня смертности на дорогах, повышение дисциплинированности водителей, развитие экономических, технических отраслей и материального производства.

Проект «Безопасный город», реализованный в рамках государственно-частного партнерства, будет воплощен в жизнь в течение трех лет. Работа разделена на два основных этапа. В рамках первого будут охвачены часть перекрестков в столице и автомобильные дороги в Чуйской области. Так, оборудование будет установлено на 38 перекрестках столицы и четырех скоростных рубежах в черте города, 52 скоростных рубежах по Чуйской области, а также 20 передвижных комплексов. Первый этап «Безопасного города» планируется сдать в эксплуатацию к 12 мая. К этому времени, по мнению властей, будут выявлены и устранены основные недочеты в работе системы. В рамках второго этапа камерами будут охвачены все области страны и крупные населенные пункты.

«Данные, которые мы получаем благодаря камерам «Безопасного города», позволяют нам в онлайн-режиме владеть информацией о количестве транспортных средств, а также о направлениях их движения. Это позволяет нам более грамотно принимать управленческие решения», — заявил заместитель председателя Государственного комитета информационных технологий и связи Кубанычбек Шатемиров.

Аварийная статистика

Несмотря на внедрение проекта и более толерантное вождение, аварийность в Бишкеке, по данным ГУОБДД, остается на прежнем уровне. Это связано с тем, что в Бишкеке много перекрестков и протяженность дорог велика, а камерами фото- и видеофиксации оснащена только часть дорожной сети столицы. В целом же по республике есть позитивные изменения.

«В местах, где установлены камеры, мы видим, что серьезных ДТП не наблюдается. Участники дорожного движения строго соблюдают Правила дорожного движения», — отметил замначальника ГУОБДД Ыманалы Саркулов.

Обнаруженные недочеты

Заторы. Для корректной работы проекта столичный муниципалитет озаботился инфраструктурой города.

«Как только заработал проект «Безопасный город», мэрия привела инфраструктуру на перекрестках в соответствие ГОСТам. Мы обновили дорожную разметку, установили дорожные знаки, освещение, обрезали деревья, чтобы камеры могли фиксировать поток автомобилей. Сейчас мы видим, что с измененной инфраструктурой движение в городе улучшилось», — сообщил заведующий отделом транспорта мэрии Бишкека Кубан Джусупов. Он добавил, что вследствие установки камер участники дорожного движения соблюдают Правила, но это привело к увеличению заторов. Люди в соцсетях жалуются на снизившуюся пропускную способность на оснащенных камерами перекрестках. Пусть это и не самая «больная» проблема, но ее муниципальным властям следует решить.

Доверенности. По мнению директора ЕПЦ «Вигенс» Владимира Плужника, город не стал безопаснее, однако раздражение народа повысилось. Несколько лет назад были отменены доверенности, которые выписывали нотариусы, а теперь это привело к получению автовладельцами чужих штрафов за нарушения ПДД.

Юридически нет такого понятия, как продажа машины по доверенности, но кыргызстанцы активно осуществляли такие сделки. Многие автовладельцы буквально отдавали — не продавали — свои ТС без официального оформления, а по закону за все ДТП и штрафы отвечает собственник авто. Теперь, получая чужие огромные штрафы, люди попали в западню: они обязаны либо оплатить их, чего требует законодательство, либо в суде добиться признания постановления ГУОБДД о нарушении ПДД недействительным. Это еще одна задача, которую правительству необходимо решить как можно скорее.

Согласно Статье 306 Кодекса о нарушениях, в случае фиксации нарушения сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами к ответственности за нарушение в сфере дорожного движения привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. При этом собственник (владелец) транспортного средства освобождается от ответственности за нарушение, совершенное с участием этого транспортного средства, если в ходе проверки по его сообщению или заявлению будет установлено, что оно выбыло из его обладания в результате противоправных деяний других лиц до совершения нарушения.

Сотрудники ГРС и ГУОБДД сейчас в замешательстве: если ранее наличие зарегистрированной доверенности было обязательным при управлении ТС, то на протяжении последних семи лет база данных ГРС не пополнялась данными о фактических владельцах авто. Отсутствие актуальной информации в ГРС приводит к множеству обращений граждан в ГУОБДД с просьбами найти автомобиль и нынешнего владельца.

По словам замначальника ГУОБДД Ыманалы Саркулова, из числа сотрудников ГРС и МВД создана рабочая группа, которая прорабатывает этот вопрос. Есть несколько вариантов решения проблемы. Один из них — начало регистрации доверенностей. Снова. Это необходимо для того, чтобы упорядочить данные о ТС и их владельцах.

Есть и другой выход из ситуации. Министерство юстиции проработает возможность обращения собственников ТС в правоохранительные органы для поиска фактических владельцев авто и задержания или временного ограничения передвижения этих ТС. Если появится возможность найти бывшего продавца или нынешнего владельца, то станет возможной перерегистрация авто и канут в лету чужие штрафы.

На сайте ГРС есть раздел, где можно осуществить поиск собственников и владельцев ТС с целью официального переоформления. Сотрудники ГУОБДД тоже проводят работу по поиску, не отказывая никому, кто оставляет заявление. Однако арестовывать или ставить авто на штрафстоянку нельзя. Если в ходе передвижения сотрудник ведомства заметит в потоке машин указанное в заявлении ТС, то координаты будут отправлены заявителю. Не совсем удобно и оперативно, зато это пусть малый, но все-таки шанс избавиться от проблем.

Несогласные. По данным ГУОБДД, владельцам ТС отправлено 37 000 постановлений, из которых более 12 000 уже оплачено. В ведомство обратилось около пятисот человек, не согласных с постановлениями о штрафах. С ними инспекторы провели разъяснительную работу. Из общего числа отправленных постановлений только 136 человек обратились в ГУОБДД с заявлениями о пересмотре постановлений.

«Сейчас есть комиссия, которая рассматривает дела после вынесения решения первой комиссии. Если мы не сможем переубедить тех, кто не согласен, то они могут обращаться в суд для дальнейшего разбирательства», — пояснил Ыманалы Саркулов.

Из 136 заявлений ГУОБДД рассмотрело уже 62 дела, и из них только девять оставили в силе, а остальные 53 отменили из-за недоказанности. То есть, возможно, параметры камеры не были предусмотрены для конкретного вида ТС, или номерной знак авто расположен выше установленной нормы. Это приводит к тому, что алгоритм расчета скорости системой меняется, и возможна погрешность.

Кстати, дополнительной доказательной базой для сотрудников ГУОБДД являются видеоматериалы. Они подтверждают, что автомобиль действительно нарушил ПДД. Так это произошло с водителями Центра экстренной медицины, которым пришли штрафы за нарушение Правил.

«На видеоматериале записано, что у водителя действительно не был включен проблесковый маячок на карете скорой помощи. В такой ситуации водитель не имеет права отклоняться от некоторых Правил дорожного движения. Вот почему «письма счастья» и пришли к водителям «скорой», — добавил Саркулов.

По его словам, работники Минздрава, МЧС, МВД и других оперативных служб оповещены о том, что во время выполнения срочных служебных поездок на ведомственном транспорте их водители должны пользоваться сигнальными устройствами.

Письма не по адресу. С этой проблемой столкнулись почтальоны Кыргызстана, ведь в стране быстрым темпом идет внешняя и внутренняя миграция. Нередко бывает, что человек, который должен получить «письмо счастья», давно уже не проживает по этому адресу. В такой ситуации сотрудники ГП «Кыргызпочтасы» возвращают письмо в территориальное УОБДД. Необходимо привести в соответствие базу данных о проживающих гражданах и дать названия улицам в жилмассивах, чтобы почтальоны физически могли находить людей.

Платите ваши денежки…

По словам замначальника ГУОБДД, в отношении неплательщиков штрафов будут применяться наказания, указанные в Кодексе о нарушениях. Изначально нарушителям дается 30 суток для добровольной оплаты штрафа. В течение 15 дней с момента получения постановления о нарушении допускается скидка на штраф в размере 50%. Суммы штрафов, которые разнились для юридических и физических лиц по всем нарушениям, теперь уравнены.

В течение следующих 15 дней действует срок, когда нарушитель ПДД может оплатить 100% суммы штрафа. Далее начисляется пеня в размере 1% от суммы штрафа, а через 100 дней, когда сумма пени достигает максимального размера, ГУОБДД выносит постановление о принудительном исполнении этого постановления и передает материалы судебным исполнителям.

Скорое решение проблем

По словам заместителя председателя Государственного комитета информационных технологий и связи Кубанычбека Шатемирова, запуск проекта обнажил недочеты в разных отраслях. Но «Безопасный город» — это не целостный план, а постоянно развивающаяся система, над которой постоянно нужно работать. С каждым днем будут появляться организационные, финансовые, юридические и технические задачи, которые нужно будет решать. Это неизбежно.

«Попытка запуска этого проекта стала успешной благодаря четкой координации работ со стороны правительства. Проекты технического и технико-экономического обоснований были вынесены на общественные обсуждения с представителями гражданского сектора и НПО. Кроме того, планы по разработке обсуждались с потенциальными подрядчиками, которые в рамках бесед давали рекомендации и выносили замечания. Был составлен и утвержден регламент взаимодействия участников процесса — ГУОБДД, ГП «Инфоком», технического и почтового операторов. Правительство заинтересовано в скором решении всех проблем», — заключил Кубанычбек Шатемиров.

О. Башкирова

Фото из Интернета

Важно!

Водители и УОБДД должны знать, что согласно ГОСТу Р 57145-2018 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения» передвижные технические средства автоматической фото- и видеофиксации устанавливаются сбоку от проезжей части, в том числе на разделительной полосе. При этом расстояние от точки установки измерительного оборудования до края проезжей части должно быть не менее 3 м. Допускается установка передвижных технических средств автоматической фото- и видеофиксации с использованием специальных вышек на базе транспортных средств на расстоянии не менее 0,5 м до края проезжей части. Расстояние от нижнего края передвижного технического средства автоматической фото- и видеофиксации до поверхности дорожного покрытия (высота установки) должно быть от 0,5 до 2 м. Уважаемые водители, если вы уверены, что правы, то оспаривайте штрафы в суде в течение десяти дней.

Что делать водителю, если пришел чужой штраф?

Оспорить постановление можно ровно в течение 10 дней со дня получения письма в суде. До суда в территориальное УОБДД необходимо подать досудебное заявление, составленное в произвольной форме. В районный суд по прописке с заявлением признать постановление недействительным необходимо обратиться в течение 10 дней. Как вы будете доказывать — дело ваше: можете предоставить доверенность, копию заявления, написанного в УОБДД.

Директор ЕПЦ «Вигенс» В. Плужник

 

 

Добавить комментарий