Чем дышит Бишкек?

В стране, Новости

В последние годы наблюдается стремительное увеличение количества личного автотранспорта в Бишкеке, что влечет за собой большие проблемы. Одно из наиболее серьезных беспокойств — загрязнение атмосферного воздуха. О том, чем дышит столица, и как увеличение количества транспортных средств в Бишкеке влияет на здоровье горожан, рассказала доктор медицинских наук, профессор, руководитель Центра медицины окружающей среды и экологии человека Научно-производственного объединения «Профилактическая медицина» МЗ КР Айнаш Акыновна Шаршенова.

— Айнаш Акыновна, расскажите, как в Бишкеке следят за загрязнением воздуха?

— Агентство по гидрометеорологии при МЧС КР (Кыргызгидромет) осуществляет мониторинг загрязнения атмосферного воздуха посредством семи стационарных постов наблюдения, которые расположены в разных частях города. В воздухе могут присутствовать различные вещества, которые делятся на две группы: основные и специфические. На постах ведется наблюдение за уровнем основных загрязнителей, среди которых диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, формальдегид и аммиак. Программа мониторинга на каждой точке охватывает разные параметры, и Кыргызгидромет ведет наблюдение в течение суток за уровнем загрязнения воздушного бассейна.

Сотрудники нашего института проводили анализ их данных в середине 90-х и начале 2000-х годов. Дело в том, что специального исследования, направленного на изучение загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом, мы не проводили. Но если говорить об атмосферном воздухе и присутствии в нем загрязнителей, то определенные данные, конечно, есть. Мы изучали качество атмосферного воздуха в разных частях Бишкека и сопоставляли полученные результаты исследований, чтобы проследить динамику загрязнителей.

— Есть ли цифры, которые наглядно показывают динамику изменения воздуха в Бишкеке?

— Для атмосферного воздуха существуют предельно допустимые максимально разовые и среднесуточные концентрации. Анализ основных загрязнителей проводился в период с 1999 по 2012 год, то есть учитывалась динамика изменений за 13 лет.

Содержание оксида азота на посту наблюдения №1 (пересечение улиц Московская/Манаса) превышало среднесуточную концентрацию в 2,6 ПДКсск, но по максимально разовой концентрации было в пределах нормы.

Если говорить о диоксиде азота, то превышение максимально разовой ПДК замечено в отдельные годы на постах №1 и №4 (пересечение Жибек Жолу/Ибраимова). На четырех постах наблюдения (№1, №4, №6 и №7) было превышение среднесуточной нормы по диоксиду азота. Что касается такого загрязнителя, как формальдегид, то его среднесуточное содержание в воздухе снизилось в 1,8-2,5 раза в 2012 году, по сравнению с 1999 годом, но выше нормы в 2,6 ПДКсск. Концентрация диоксида серы была в пределах нормы. В свое время наш институт проводил анализ атмосферного воздуха на содержание бенз(а)пирена — специфического загрязнителя, который относится к канцерогенным веществам. К огромному сожалению, на сегодняшний день его мониторинг не ведется.

— Какова ситуация по загрязнителям атмосферного воздуха на сегодня?

— По данным Управления наблюдений за загрязнением природной среды Кыргызгидромета, в июле 2018 года в городе Бишкеке наблюдалось «…незначительное снижение среднемесячного содержания диоксида азота с 1,75 до 1,5 ПДК, оксида азота с 1,2 до 0,7 ПДК. Содержание в атмосферном воздухе диоксида серы повысилось с 0,02 до 0,04 ПДК, формальдегида с 2,3 до 3,0 ПДК, количество аммиака осталось на уровне прошлого месяца — 0,25 ПДК. В центральной части города загрязнение воздуха оставалось выше средних значений по городу. Среднемесячное содержание диоксида серы составило 0,04 ПДК, диоксида азота 2,0 ПДК, оксида азота 1,0 ПДК, формальдегида 3,3 ПДК…» (Источник: Кыргызгидромет, http://meteo.kg/environment_air.php)

— Что можете сказать о запыленности в столице?

— В 2016 году Кыргызгидромет установил оборудование, необходимое для исследования загрязнения атмосферного воздуха твердыми частицами, которые могут представлять риск для здоровья человека. На сегодняшний день мониторинг твердых частиц (размером PM 2,5 мкм и PM10 мкм) осуществляется только в одной точке. Таким образом, был внедрен метод слежения за мелкодисперсной пылью в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения. В Бишкеке загрязнение воздуха пылью (твердыми частицами) было ниже норм по максимально разовым концентрациям, но превышало в 2,2-2,5 ПДК по среднесуточной в холодный период года.

Программу мониторинга за твердыми частицами в атмосферном воздухе следует расширить.

— Как разнятся данные о запыленности относительно южной и центральной части города?

— Сотрудники нашего института в 2008-2011 годах проводили исследования в разные сезоны года: зимний и летний периоды. Сложившаяся картина показала, что в теплое время года в южной части города уровни запыленности были не ниже, чем в центральной, а в зимнее даже выше! Нами был проведен анализ данных Национального статистического комитета КР, где рассматривался пассажирооборот и количество видов транспорта. В итоге следует отметить, что в Бишкеке заметно снизилось количество экологического вида транспорта – троллейбусов и увеличилось количество легковых автомобилей и микроавтобусов.

— Насколько это опасно для населения?

— Рост количества автомобильного транспорта и использование некачественного топлива может негативно отразиться на состоянии здоровья человека. Так, увеличение числа транспортных средств и несоблюдение Правил дорожного движения способствуют росту дорожно-транспортных происшествий, при этом повышается риск заболеваемости и смертности населения из-за различных видов травм.

— Чем загрязнители опасны для человека?

— Плотный транспортный поток и автомобили с истекшим сроком службы способствуют увеличению количества выхлопных газов, а инфраструктура, расположение зданий заметно влияют на проветриваемость воздуха, вследствие этого повышается риск развития респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний. Загрязнители также провоцируют аллергические реакции. Доктор биологических наук Вера Николаевна Кобзарь изучала воздействие окружающей среды на пыльцу растений. Работа велась не только в Бишкеке, но и в регионах страны. Оказалось, что поврежденная и измененная форма пыльцы растений, попадая в организм, способствовала развитию аллергических реакций (бронхиальная астма, дерматиты, поллинозы). Поэтому нужно тщательно подходить к выбору растений, которые будут высаживаться в городской среде, чтобы снизить риск развития аллергии и не провоцировать заболевания. В современных условиях нам всем стоит гораздо тщательнее относиться к своему здоровью и всячески его укреплять.

— Какова опасность содержания в воздухе твердых частиц?

— Знание о размерах твердых частиц в воздухе представляет интерес для оценки здоровья человека. Их тонкие фракции (от менее 2,5 до10 микрон) представляют риск, поскольку через органы дыхания такие частицы проникают глубоко до альвеол.

Сотрудники института исследовали содержание размеров твердых частиц. В процентном соотношении в зимний период их содержание выше, чем в летний. Это связано с тем, что зимой люди используют больше источников, в том числе уголь, для обогрева зданий и жилья.

В 90-е годы команда специалистов, среди которых были гигиенисты, педиатры, аллергологи, пульмонологи и социологи, изучала состояние окружающей среды и здоровья населения города Бишкека в южной части — «условно экологически благополучном районе» и в центральной части — «менее экологически благополучном». Были проведены социологические опросы среди родителей, и обследовано порядка 1500 детей в возрасте 5-7 лет. Если комплексный показатель загрязнения атмосферного воздуха в центральной части города («условно грязной») по сравнению с южной частью («условно чистой») был в 3 раза выше, то показатели заболеваемости детей болезнями органов дыхания были в 2 раза выше. Провести такую работу сегодня, к сожалению, невозможно из-за отсутствия необходимых ресурсов.

— Спасибо за беседу, и какие Ваши пожелания?

— В отношении состояния окружающей среды многое зависит от деятельности человека. Призываю всех бережно и разумно относиться к природе и здоровью людей!

Беседу вел И. Дейнеко

Добавить комментарий