
Рост цен на бензин: Плачем, но покупаем
Подскочившие цены на горюче-смазочные материалы в Кыргызстане уже не первый месяц тревожат карманы потребителей. Продолжающийся рост стоимости на топливо может спровоцировать коллапс общественного транспорта, выходящего на маршруты в Бишкеке.
Жестокая реальность
Напомним, средняя цена бензина Аи-92 на АЗС столицы в начале года составляла 40,6 сома. Средняя стоимость дизельного топлива составляла 40,5 сома, а сжиженного газа (СУГ) – 23,0 сома. Разница с новыми ценами для некоторых потребителей ощутимая. В конце июня средняя цена бензина Аи-92 на АЗС столицы была 43,5 сома, дизельного топлива – 44,3 сома, сжиженного газа (СУГ) – 23,0 сома. Предпочитающим ГБО автомобилистам в этом году повезло: цены на СУГ остаются на прежнем уровне.
Возьмем популярное топливо G-drive: сегодня литр Аи-92 этой торговой марки стоит 45,3 сома, Аи-95 – 48,0 сома. По сравнению с началом года цены выросли примерно на 3,0 сома.
По словам исполнительного директора Ассоциации нефтетрейдеров КР Улана Кулова, сегодня еще не известно, продолжится ли рост цен на ГСМ в июле. В мае оптово-отпускные цены выросли на 10%, в июне – всего на 2-4%.
«У повышения цен две причины: приостановление работы на заводах во время планового ремонта нескольких российских нефтеперерабатывающих предприятий и общий рост мировых цен на нефть. В этом году впервые за 3,5 года цены поднялись выше 80 долл./баррель. Это обстоятельство привело к значительному повышению стоимости нефтепродуктов в странах Европы. ГСМ для Кыргызстана заводы поставляют по тем же ценам, что и для Европы. Так, подорожание товара увеличило привлекательность экспорта российских нефтепродуктов в европейском направлении, и это повлекло за собой повышение оптово-отпускных цен для поставок и на другие рынки. Скидок для Кыргызстана не предусмотрено», — отметил Улан Кулов.
Кто недоволен?
Лето обычно характеризуется повышением объемов реализуемых в стране ГСМ. Это связано как с массовыми полевыми работами фермеров, так и с ростом числа дальних поездок у кыргызстанцев – на отдых, например. Часто нефтетрейдеры пользуются ситуацией и повышают цены именно в этот ажиотажный период.
Заправиться или нет? Увидев подскочившую цену на топливо, расчетливый автомобилист подсчитает в уме, сколько денег будет уходить на «корм» машине. Не каждый водитель может позволить себе тратить на бензин по нескольку тысяч сомов в месяц. Такому придется затянуть потуже пояс и собираться в путь на своей машине только при экстренной необходимости. Это логично. Но Кыргызстан – уникальная страна: зарплаты у людей низкие, зато дорогих и «прожорливых» авто на дорогах хоть отбавляй.
«На самом деле цены на бензин на сегодняшний день не сильно отличаются от старых. Я считаю, что паниковать пока еще рано. Те автолюбители, которые работают в крупных компаниях, даже не обратили внимание на повышение цен. Люди заметили их в основном благодаря рассылкам, смешным картинкам в WhatsApp и социальных сетях. Заплатить за топливо не 400 сомов, а 410 сомов – не большая разница», — пояснил руководитель объединения авто- и мотоклубов Кыргызстана — команды G-Team — Станислав Полянский.
Мало маршруток. С окончанием учебы школьники и студенты перестали заполнять салоны общественного транспорта – в частности, маршруток. Но возникший в бусиках простор может вновь исчезнуть, потому что водители бросают работу из-за отсутствия достаточной выгоды.
«С 1 января в Бишкеке прекратили работать более пятисот водителей: они не получали нужного дохода, чтобы прокормить семьи. В связи с ростом цен на ГСМ все больше маршрутчиков хотят сменить место работы», — рассказал председатель ассоциации перевозчиков «Альянс Бус» Григорий Николаиди.
Он добавил, что тариф на перевозку пассажиров в Бишкеке не менялся с 2012 года. Сегодня стоимость поездки для нельготной категории составляет десять сомов. Получается, что на приобретение одного литра топлива для микроавтобуса требуется перевезти 4,5 пассажира, хотя ранее требовалось только три. Естественно, водители недовольны.
«Проведение забастовок по вопросу повышения тарифа исключено. Прошедшая в апреле забастовка была организована искусственно, далеко не усилиями самих водителей. К слову, виновных в стачке не выявили, и до сих пор никто не наказан. Маршрутчики будут ждать понижения цен на топливо, но есть риск того, что многие не дождутся этого и уволятся. Образуется нехватка общественного транспорта, что приведет к огромным очередям на остановках и недовольству граждан», — спрогнозировал Григорий Николаиди.
По его словам, в постановлении БГК от 29.04.12 есть пункт, указывающий, что столичный муниципалитет имеет право пересмотреть тариф на пользование услугами общественного транспорта в период инфляции. Однако представители мэрии воздерживаются от этого.
«Если бы цены на услуги перевозок пассажиров на маршрутных такси ежегодно поднимались, то люди бы воспринимали это мягче, чем при возможном единовременном повышении стоимости на половину текущей — до 15-17 сомов. А ведь инфляция ежегодно составляет порядка 10%, и повышать цену на проезд когда-нибудь придется», — посетовал Григорий Николаиди.
Председатель ассоциации перевозчиков «Альянс Бус» сказал, что строительство муниципальных автозаправочных станций, где цены на топливо были бы более демократичными, помогло бы людям. Наличие бюджетных вариантов для заправки авто позволило бы и автомобилистам выдохнуть и продолжить пользоваться своими машинами, а водителям общественного транспорта помогло бы немного повысить доход. Как говорится, и «волки были бы сыты, и овцы целы».
П. Васильев
Фото из Интернета