Печали и радости Центра экстренной медицины

В стране, Новости

При внезапном ухудшении здоровья мы вызываем «скорую» и рассчитываем на экстренную помощь. Несмотря на то, что у Центра экстренной медицины Бишкека много проблем: нехватка машин, персонала, а дороги перегружены транспортом, — медики круглосуточно спешат к пациентам. О том, как живет и чем дышит ЦЭМ, «АВТОгид» поговорил с его директором Искендером Белековичем Шаяхметовым.

Директор ЦЭМ Искендер Шаяхметов

— Искендер Белекович, как обстоят дела в Центре с каретами скорой помощи?

— Существует стандарт расчета: одна машина скорой помощи на 10 000 человек. К сожалению, в Бишкеке этот норматив не выполняется. Сегодня к столичным ЦСМ официально приписаны 1 035 000 человек, поэтому городу нужно не менее 120 бригад скорой помощи, а у нас по факту есть только 38 машин. Я считаю, что нарекания горожан о долгом ожидании бригад скорой помощи справедливы.

В прошлом году по немецкому техническому гранту в страну поступили 15 машин скорой помощи, однако члены комиссии Минздрава Кыргызстана отказались их принимать. Поставщик, голландская компания Dutch Health, привез шесть автомобилей марки Toyota Hayes, семь — Hyundai Рorter и два внедорожника Toyota Hilux, которые не соответствуют заявленным техническим характеристикам. По этой причине машины до сих пор не приняты, хотя планировалось, что пять карет достанутся Бишкеку, две — санавиации, одна — Ошской станции скорой помощи, а остальные машины уедут в регионы.

Для разбирательства были приглашены независимые эксперты из Израиля и Турции. После изучения документации они дали заключение, что Hyundai Рorter невозможно принять из-за несоответствия техническим характеристикам, а новые Toyota Hayes и Toyota Hilux нуждаются в серьезной переделке. Проблема остается острой, так как представители компании-поставщика заявили, что врачи просто придираются из-за мелочей, и настаивают, что Кыргызстан должен принять эту партию машин. В результате сложилась ситуация: оплата за машины произведена нашей стороной на 80%, машины по факту есть, но они простаивают на автобазе Минздрава. Как видите, хорошего в этом мало.

— Хватает ли в Центре медиков для оказания экстренной помощи бишкекчанам и жителям новостроек?

— У нас сейчас две основные проблемы – острая нехватка машин и врачей. Есть причины, вследствие которых многие медики не хотят работать в Центре: непростой график, большая ответственность и печально низкая заработная плата. Врач за месяц работы получает 5000 сомов, фельдшер — 4300 сомов. Сейчас у нас свободны 70 ставок врачей и 56 — фельдшеров! Порой бригады полностью не укомплектованы требуемым количеством медиков. К примеру, 5 июня до 16.00 из шести имеющихся кардиобригад только в одной был врач. В остальных работали только фельдшеры.

Чтобы удерживать медиков в Центре экстренной медицины, мэрия Бишкека с прошлого года доплачивает 4000 сомов врачам и 2500 сомов фельдшерам. Доплаты, безусловно, улучшили ситуацию, но это не стало панацеей в решении кадрового вопроса.

Другая проблема – нет специалистов, имеющих диплом врача скорой помощи. Мы обратились в столичные вузы, чтобы те начали планово готовить врачей для «скорых». Декан Медицинского факультета Кыргызско-Российского Славянского университета Анэс Зарифьян откликнулся на нашу просьбу, переговорив с российской стороной. В результате с первого августа этого года в КРСУ будет первый набор специалистов профильной клинической ординатуры.

Отчасти процесс сдвинулся в мертвой точки, но мы понимаем, что, пока не поднимется уровень заработной платы врачей, ситуация останется прежней.

Новые кареты скорой помощи

— Сколько вызовов в сутки принимает Центр экстренной медицины Бишкека?

— Ежедневно в Центре фиксируется примерно одно и то же количество вызовов. За минувшие сутки за помощью обратились 552 человека. К сожалению, 155 вызовов были выполнены с опозданием – кареты с медиками приехали к пациентам более чем через 20 минут после звонка. Мы постоянно проводим мониторинг и фиксируем такие данные. Например, сегодня в кардиологической бригаде до 16.00 часов работала одна машина из шести, поэтому из 93-х вызовов 26 были выполнены с опозданием.

Кстати, 20 минут — это временной норматив при отлаженной работе 120 карет скорой помощи. Мы же, несмотря на нехватку машин, стараемся придерживаться требуемого стандарта.

— Есть трудности с оказанием помощи пациентам из столичных новостроек?

— Вокруг Бишкека находится 48 новостроек. Все знают, что состояние дорог там плачевное и освещение не проведено. Хуже всего то, что зачастую на домах нет нумерации, да и улицы никак не названы. В результате жители не знают свои адреса, а позвонив в Центр, в качестве ориентиров называют «синие киоски», овраги, упавшие деревья. Вот и выезжает бригада «на деревню дедушке». Разумеется, это тоже огромная проблема для нас.

— Регулярно в СМИ люди жалуются, что «скорая» не приехала вовремя из-за загруженного трафика и заблокированных въездов во дворы. Как часто это происходит?

— К сожалению, часто. Но проблема не только в этом — зачастую огромной проблемой становятся ворота с чиповыми замками на придомовых территориях. «Скорая» становится «нескорой» и подолгу ждет, пока кто-нибудь их откроет. В микрорайонах особо активные домкомы устанавливают столбы или бетонные блоки, перегораживая проезд. Мэрия пытается навести порядок, но часто после принудительных удалений заграждений проезда со временем бетонные блоки «волшебным» образом возвращаются на прежние места. Еще один момент. Трафик в Бишкеке очень плотный. У водителей «скорой» есть нарекания к водителям маршрутных такси. Мало того что они не пропускают кареты скорой помощи, так еще и подрезают их: налицо низкий уровень сознания и культуры вождения этих людей.

— Как в Центре экстренной медицины планируют улучшать ситуацию с опозданиями медиков на вызовы?

— Чтобы исправить ситуацию, мы в течение полутора лет разрабатывали план обновления Автоматизированной системы управления нашего Центра, которая пока еще работает, но технически давно устарела. Столичный муниципалитет поддержал нас, выделив в этом году 8 миллионов сомов на модернизацию системы. АСУ позволит бригадам работать более слаженно, улучшит оперативность и качество работы. Она поможет диспетчеру работать в электронном формате: вызовы будут высвечиваться на смартфонах у врача и водителя «скорой». На электронной карте города будет прокладываться оптимальный маршрут проезда к пациенту. Когда АСУ обновят, в автоматическом режиме будут фиксироваться место вызова и номер телефона абонента.

Итак, обновление системы позволит улучшить качество и оперативность оказания помощи пациентам при меньшем количестве машин и бригад. Долгожданное обновление произойдет в этом году, поэтому мы настроены позитивно.

— Большое спасибо за беседу! Будем надеяться, что реализация ваших планов изменит сложившуюся ситуацию к лучшему.

О. Башкирова

Не уступают!

В столице 6 июня личным составом и аппаратом УОБДД Бишкека был проведен профилактический рейд «Маяк».

По данным пресс-службы УОБДД по ГУВД Бишкека, цель рейда заключалась в обеспечении беспрепятственного проезда автомобилей спецназначения, оборудованных проблесковыми маячками и специальными звуковыми сигналами.

По итогам рейда 21 автовладелец был оштрафован на 500 сомов по статье 231 согласно КоАО «Нарушение правил передвижения транспортных средств или создание помех дорожному движению» Кодекса об административной ответственности. Две автомашины поставлены на штрафную стоянку.

«Работа в этом направлении будет продолжена», — сообщили в ведомстве.

К сожалению, оштрафовать всех участников движения, преграждающих путь машинам специального назначения в пробках, невозможно. Поэтому и «скорые», и пожарные, и аварийные машины зачастую приезжают на место с опозданием по вине водителей, которые не считаются с ПДД. Специально для них мы напоминаем, что формулировка «уступить дорогу спецтранспорту» означает, что автомобилист не имеет права продолжать, возобновлять и начинать движение, проводить маневры, если это может помешать движению ТС с включенным проблесковым маячком и специальным сигналом.

Добавить комментарий