Готовы ли мы к электрокарам?

В стране, Новости

В минувший понедельник в пресс-центре Sputnik Кыргызстан прошел видеомост, посвященный вопросам внедрения, эксплуатации и утилизации электрических транспортных средств. Обсуждалось, как в ближайшие годы изменятся мировой автомобильный рынок и рынки отдельных стран. В обмене мнениями приняли участие эксперты из Бишкека, Кишинева, Киева, Минска и Таллина.

Вести из Молдовы  

Первое слово было предоставлено эксперту из Молдовы, директору автосалона Николаю Некрасову. Он отметил, что рынок электромобилей активно развивается во всем мире. Практически у каждого крупного автопроизводителя в линейке есть электромобили, не говоря уже о множестве гибридов. Некоторые крупнейшие автоконцерны уже заявили о массовом выпуске электромобилей в 2019 году. Бурно развиваются рынки в Европе, Америке и в Китае. Некоторые из китайских компаний планируют запустить производство электромобилей в Европе в 2018-2019 годах. Чем доступнее они будут по цене, тем выше будет спрос на них. А основной составляющей цены на автомобиль является стоимость батареи. С развитием технологий ее стоимость будет падать, и, соответственно, будет падать цена на электромобили. И планы некоторых компаний к 2023-25 годам сравнять объемы производимых электромобилей с традиционными машинами не выглядят фантастическими. В то же время Некрасов отметил, что пока рынок электромобилей в Молдове развивается не очень активно. Сам по себе автомобильный рынок в Молдове небольшой, и он не интересен крупным дилерам и автопроизводителям. Из-за высоких цен и отсутствия государственной поддержки в виде субсидий электромобили не интересны и рядовым покупателям. Ситуация должна измениться в ближайшем будущем, так как в середине 2016 года ввозимый электротранспорт был освобожден от уплаты НДС. Весной этого года вступит в силу закон об утилизации отходов, в том числе и электробатарей. С развитием соответствующей инфраструктуры тема электромобилей станет актуальной и для Молдовы. «Думаю, к 2021 году в Молдову будут в большом количестве ввозить подержанные электромобили, а к 2025 году начнут завозиться и новые машины. Объем в 30% автомобильного рынка электромобили займут к 2027-28 годам, не раньше. Очень многое зависит от удешевления основного компонента электромобилей – батарей», — заключил эксперт.

Украины… 

О том, как развивается рынок электромобилей на Украине, рассказал генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. На сегодняшний день парк электромобилей Украины превысил 4 тысячи машин. Причем только за 10 месяцев 2017 года было ввезено 2,4 тысячи электрокаров. В январе 2018 года на Украине было зарегистрировано 188 ввезенных электромобилей, что на 19% больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Однако доля подержанных электрокаров составила 86% от количества зарегистрированных. Растет объем ввозимых новых электромобилей – в 2017 году начались их официальные поставки от производителей BMW, Nissan, Hyndai и других. На Украине принят ряд законов, стимулирующих развитие рынка электрокаров. С 1 января 2018 года сроком на один год был отменен НДС и акцизный сбор на импорт этих машин. При приобретении электромобиля покупатель экономит около 17% от его стоимости. В планах – организация собственного производства электрокаров. Эксперты прогнозируют автомобильную «революцию» на Украине в ближайшие несколько лет. С развитием соответствующей инфраструктуры, в первую очередь сети заправок, популярность электротранспорта будет расти, как это сейчас происходит в странах Европы.

Эстонии… 

Эксперт из Эстонии, председатель правления фирмы по предоставлению услуг электротакси Эрмо Контсон отметил, что время бензиновых и дизельных машин подходит к концу. Хотя это было сложно представить в 2012 году, когда в парке его компании был всего один электромобиль. Сегодня люди охотно пользуются услугами электротакси. Для более широкого использования электрокаров необходима поддержка государства. Но не в виде субсидий или дотаций, а в виде отмены налогов, пошлин, сборов, предоставления дополнительных льгот. Например, в виде бесплатной парковки или предоставления права использования для движения полосы общественного транспорта. Он также отметил, что в настоящее время электромобили надежны в эксплуатации, удобны в ремонте, и недостатка в запчастях нет. Кроме того, использованные электрические батареи автомобилей вполне возможно использовать в быту в качестве хранилища электроэнергии еще 5-10 лет.

А в это время в Беларуси…

В то время как некоторые страны раздумывают о строительстве завода по изготовлению электромобилей, в Беларуси уже выпустили первый электрокар. Автомобильный завод «БелДжи» совместно с Национальной академией наук изготовил пробный образец белорусского электромобиля. Правда, как сказал эксперт, исполнительный директор ассоциации «Возобновляемая энергетика», доктор философии МАИТ Владимир Нистюк, белорусского в этой машине совсем немного. Он также отметил, что нельзя забывать о том, что сегодня, в XXI веке, 1,5 миллиарда населения Земли вообще не имеет доступа к электроэнергии. Большинство населения многих стран не могут себе позволить даже подержанный электромобиль. Нет соответствующей инфраструктуры, сервиса, заправочных станций. Тем не менее по улицам Минска уже курсируют около сотни электробусов, которые перевозят пассажиров. В конце 2019 года войдет в строй первая белорусская атомная электростанция, поддержан закон об электроэнергетике, государство выплачивает дотации на приобретение электротранспорта. Все это позволяет говорить о перспективе развития электрического транспорта, но произойдет это не раньше чем через 10-12 лет.

Кыргызстан 

О ситуации в Кыргызстане, в частности в Бишкеке, рассказал заместитель директора Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства Арсен Рыспеков. В последнее время жители Бишкека жалуются на постоянный смог, висящий над столицей Кыргызстана. Но эта ситуация сложилась не сегодня, а в течение последних 10 лет. Основной причиной смога — в 80% — являются выбросы автотранспорта. И одной из мер борьбы с ухудшающейся экологической ситуацией является использование электротранспорта вместо привычных машин с двигателем внутреннего сгорания. В правительстве Кыргызстана сейчас обсуждается пакет законодательных актов, которые должны поддержать внедрение электротранспорта, в первую очередь общественного. В Китае производят электробусы, стоимость которых составляет примерно $14 000. Их вполне можно закупить и заменить ими «бусики», которые ездят по улицам Бишкека в огромном количестве. «Мы хотим внести в законодательство норму, чтобы за старые машины, кроме налога, высчитываемого по объему двигателя, платили также пошлину за износ, то есть за годы эксплуатации», — сказал Рыспеков.

В то же время целесообразно будет построить в Кыргызстане завод по производству электрокаров и развивать всю инфраструктуру в комплексе.

Итоги видеомоста

Все присутствовавшие эксперты сошлись во мнении, что во многом развитие рынка электромобилей, их использование в быту будут зависеть от ценовой доступности, развитости инфраструктуры заправок, сервиса, ремонта. Не надо забывать и о том, что сегодня утилизация электротранспорта стоит совсем не дешево. Ну а время расставит все на свои места.

Д. Александрова

Добавить комментарий