Перейти Рубикон: наложить запрет на праворульные авто 

В стране, Новости

Министерство внутренних дел КР, внося изменения в закон «Об автомобильном транспорте» и Кодекс об административной ответственности, предложило наложить запрет на использование праворульных машин для коммерческих перевозок с 1 января 2018 года. Сейчас проект поправок находится на общественном обсуждении. Уже не первый раз власти хотят навести порядок на дорогах таким кардинальным способом. 

«Праворульки» — «притча во языцех» 

Напомним, 27 февраля 2015 года был одобрен запрет на ввоз в Кыргызстан праворульных автомобилей. На тот момент речь шла о запрете ввоза и регистрации таких машин в нашей стране, но позже, с 1 января 2016 года, власти собирались запретить заниматься частным извозом и иной коммерческой деятельностью на праворульных машинах. Общественность тогда назвала этот законопроект «антинародным» и добилась продления разрешения на использование таких авто до 2020 года.

Запрет в 2015 году был инициирован для сокращения числа ДТП с участием автомобилей с правым расположением рулевого колеса относительно оси машин, но очевидно, что ожидаемого результата власти не дождались и потому решили принять категорические решения. Если законопроект одобрят, то с 1 января 2018 года нельзя будет пользоваться праворульными авто в коммерческих целях.

Законопроектом предлагается внести изменения в части переноса срока с 1 января 2020 года на 1 января 2018 года для запрета использования автомобилей с правосторонним расположением рулевого колеса относительно оси автомобиля для коммерческой перевозки пассажиров, багажа и грузов.

«В случае отклонения предлагаемых изменений в Закон Кыргызской Республики «Об автомобильном транспорте», связанных с переносом сроков введения запрета использования автомобилей с правосторонним расположением рулевого колеса относительно оси автомобиля для коммерческой перевозки пассажиров, багажа и грузов с 2020 года на 2018 год, последствия будут самыми негативными. За два года отсрочки введения запрета количество погибших и раненных в ДТП достигнет неприемлемо больших значений, что нанесет государству значительный моральный и экономический ущерб», — говорится в справке-обосновании законопроекта.

Авторы законопроекта считают, что праворульные машины – главная причина большинства аварий на дорогах.

В последнее время остро встал вопрос усиления ответственности за правонарушения, сокращения количества дорожно-транспортных происшествий, обеспечения безопасности дорожного движения и наведения дисциплины среди всех участников движения.

По данным ГУПМ МВД КР, сегодня на территории страны зарегистрировано около 192 000 праворульных авто. Это 16% от общего числа всего транспорта, имеющегося во владении кыргызстанцев.

Цифры говорят 

Статистика ГУПМ страны показывает, что 1/3 ДТП совершается водителями праворульных автомобилей. За первое полугодие текущего года было совершено 826 ДТП с участием машин с правым расположением рулевого колеса относительно оси транспортных средств, что составляет 32% от общего количество зарегистрированных ДТП. В этих авариях погиб 91 человек и еще 1 343 человека получили телесные повреждения различных степеней тяжести. Такие цифры вынуждают власти решаться на применение кардинальных мер – запрет использования праворульных машин в коммерческих целях.

МВД КР решило пресечь ситуации, когда жизнь и здоровье пассажиров подвергаются опасности. Вследствие принятия закона сократится число «таксистов-камикадзе» на улицах страны.

Таксисты категорически против

С прошлой недели активисты начали собирать подписи против запрета, они составили петицию на сайте change.org. Ее подписали уже более двухсот участников.

«Само по себе расположение руля не является решающим фактором в ситуациях, когда автомобилю угрожает опасность. Как это ни банально звучит, но помимо комплектации, оснащенности и конструкции безопасность авто в большинстве случаев зависит от его водителя. Не столь важно, например, с какой стороны у «Ауди» находится руль – справа или слева. Главное, чтобы ее владелец имел хорошие навыки вождения, умел грамотно оценить ситуацию на дороге и соблюдал Правила дорожного движения», — поясняет петиция.

Активисты также аргументируют свою петицию тем, что новые поправки лишат возможности заработка тысяч граждан, автомобили которых куплены в кредит и являются единственным источником их доходов. Еще одним доводом является возможность проведения коррупционных схем со стороны сотрудников МВД и патрульной милиции.

Взвесим «за» и «против» 

В любом деле есть «две стороны одной медали», есть два диаметрально противоположных проявления одной проблемы, но при этом неразрывно связанных и неотделимых друг от друга. С одной стороны, инициатива хороша, с другой же – не продумана и принесет больше вреда, чем пользы.

Поддерживая активистов, следует согласиться с их мнением, что запрет приведет к вынужденной безработице экс-таксистов либо вынудит их работать «вне закона». Вследствие одобрения правок страна лишится значительной части налоговых отчислений, а уровень коррупции тем временем может повыситься. Сокращение числа такси создаст в часы пик ажиотаж и озлобленность населения.

Прежде чем запрещать, нужно было создать альтернативу людям: закупить леворульные автомобили для государственной таксомоторной службы или же предоставить людям рабочие места с достойным заработком, улучшить систему общественного транспорта и решить другие проблемы, которые могут появиться из-за запрета использования таких автомобилей в коммерческих целях. Так было бы гораздо разумнее.

Позицию МВД можно понять, ведь в этом году прослеживается рост числа дорожно-транспортных происшествий, а антиобщественное поведение автомобилистов порождает конфликты и даже драки на дорогах. Нередки случаи, когда пассажиры жалуются на некорректное поведение работников именно таксомоторных служб — якобы те «нарушают ПДД, выезжают на встречную полосу движения, проезжают на красный сигнал светофоров, превышают скорость». А ведь мы им доверяем самое ценное, что есть у нас, – жизнь и здоровье.

Следует особо подчеркнуть, что дело не совсем в водителях праворульных авто – в ДТП так же попадают и водители леворульных машин, поэтому «чистку» нужно проводить не только среди владельцев «праворулек». Возможно, вместо таких радикальных мер просто жестче наказывать всех автомобилистов за нарушения ими Правил дорожного движения? Вот тогда на дорогах Кыргызстана станет немного безопаснее. А «вешать всех собак» на владельцев праворульных машин, право, абсолютно нелепо!

П. Васильев

One thought on “Перейти Рубикон: наложить запрет на праворульные авто 

  • Здравствуйте, мое рабочее место кран-манипулятор с правым рулем и похоже, что этот закон коснется и меня. Так вот интересно, почему человек, с непрерывным стажем езды на правом руле 13 лет, ни разу не ставший инициатором ДТП, более того, чаще развозивший те самые ДТП, теперь должен в момент остаться с обесцененным имуществом и самое страшное- безработным?? А может пресечь торговлю водительскими правами? А может устраивать раз в год экзамены для шоферов, управляющих транспортом с повышенной зоной риска? Может стоит провести опрос, спросить у народа? В конце концов заберите у меня моего праворукого, дайте такого же — леворукого…

Добавить комментарий