Китай – это моя планета!

Женский автоуголок, Мы и автомобиль, Полезное

Поднебесная находится совсем рядом с Кыргызстаном, но мы так мало знаем о культуре и обычаях наших соседей. Оказывается, пенсионеры там очень активны, в общественном транспорте не принято уступать места, а правительство нашло эффективные методы борьбы с засильем автомобилей на улицах городов. Об этом и многом другом читателям «АВТОгида» рассказала наша соотечественница, прожившая в Китае два года, Сайкал Аламанова. 

— Сайкал, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как Вы попали в Китай?

— Я получила высшее образование в Бишкеке в Кыргызско-Турецком университете «Манас», получила диплом бакалавра по направлению «Связь с общественностью и рекламное дело». Моими рабочими языками до 2013 года были кыргызский и турецкий, но после окончания университета я впервые тесно столкнулась с китайским языком – записалась на курсы, чтобы выучить язык для себя, но позже заметила, что у меня есть склонность к изучению китайских иероглифов.

По окончании курсов учителя порекомендовали мне подать документы на обучение в китайский университет и на стипендиальной основе проучиться в Поднебесной один год. Сдав вступительные экзамены и получив отличные результаты, методом распределения я попала на учебу в Пекин – столицу Китая. Там я проучилась целый год, подружилась с ребятами, познакомилась с культурой соседней страны.

Вернувшись в Бишкек, я нестерпимо захотела поехать в Китай снова, поэтому через год вновь подала документы на учебу. В результате я поступила в магистратуру шанхайского университета Тунцзи. Он очень известен в мире, и учатся в нем студенты со всех уголков земного шара. Я очень рада, что помимо учебы смогла немного попутешествовать и, посмотрев многие города, убедилась, что каждый из них имеет свои уникальные особенности.

— А что Вас впечатлило в первую очередь по приезде в Китай?

— Впервые я прилетела в Пекин осенью поздно ночью, и первое, что меня удивило: около моего общежития было скопление людей и ощущалось какое-то смешение запахов. Оказывается, по ночам многие торговцы привозят к студенческому городку продовольствие со всех провинций – там можно учуять все запахи, начиная от чо-дофу («ароматный» тофу) до самых невероятных блюд, типа жареных морепродуктов на гриле. Вот именно смешение этих запахов и количество студентов, снующих от лотка к лотку, меня и впечатлили. Кстати, выйдя на улицу утром, я увидела кристальную чистоту, как будто ночного ажиотажа вовсе и не было. Полагаю, в Бишкеке последствия подобного ночного пиршества убирали бы несколько дней.

Также меня очень поразили местные жители: они открыты и доброжелательны по отношению ко всем, в особенности к иностранцам. Они много знают о Советском Союзе, о России, а благодаря иностранным студентам, и о Кыргызстане.

Вообще мне кажется, что единожды побывав в Китае, человек с открытым сердцем и с жаждой узнать что-то новое определенно влюбится в эту страну. Для меня Китай — целый мир. Есть планета Земля, а у меня теперь есть моя планета — Китай.

— Сильно ли отличаются культура и поведение китайцев от обычаев кыргызстанцев?

— Сразу оговорюсь, что культура китайцев и самого Китая очень богата и колоритна, ведь ей более 3 000 лет. В современном Китае люди очень активны — каждое утро и вечер представители всех возрастов выходят в общественные места, в парки и все вместе просто танцуют под зажигательную музыку, занимаются ушу или медитируют.

Китайцы любят вести здоровый образ жизни. Мы привыкли усердно готовиться к визиту на стадион или к зарядке — приобретаем спортивную одежду, переодеваемся. А девочки в Китае могут выйти на пробежку даже в босоножках на каблуках и в самой не подходящей для спорта одежде. Люди там спонтанно принимают решение позаниматься спортом, а после этого отправляются дальше по своим делам. И это касается не только молодежи.

К сожалению, наши бабушки и дедушки чаще всего сидят дома или на лавочках у подъездов, мало двигаются. Я думаю, будь они более активны, они бы и жизнью наслаждались больше, и ощущали себя более молодыми.

— Каким транспортом чаще всего пользуются люди в Китае?

— В Китае есть все виды транспорта: воздушный, наземный и водный. Говоря об общественном транспорте, хочу отметить, что наземного, конечно же, больше: есть поезда (суперскоростные и обычные), автобусы, троллейбусы, а в некоторых районах можно встретить даже трамваи. Кстати, люди часто пользуются междугородними авиарейсами. Очень развито в китайских городах метро: и в Шанхае, и в Пекине есть по пятнадцать подземных веток. Весь транспорт Китая благоустроен – там просторно, комфортно, и везде есть кондиционеры.

Сейчас большую популярность в Поднебесной набирают велопрокаты. Практически в любом районе в любое время суток можно взять в аренду велосипед — достаточно только иметь при себе смартфон со специальным приложением и доступом к Интернету. Можно взять велосипед напрокат, доехать до нужного места и оставить его на ближайшей парковке. Примерно раз в неделю специалисты проверяют техническое состояние всех велосипедов, поэтому они совершенно безопасны.

На крупных дорогах есть специальные полутораметровые велодорожки, на маленьких их нет, но автомобилисты очень внимательны и аккуратны – они всегда пропускают велосипедистов и не конфликтуют с ними. Также очень любят китайцы мотоциклы и мопеды, работающие на электричестве, ведь они удобны, безопасны и экологичны.  Вообще в Китае очень развита дорожная инфраструктура. В больших городах есть надземные мосты, по которым пешеходы и велосипедисты могут безопасно передвигаться, не мешая автомобилистам и мотоциклистам.

— Как ведут себя люди в общественном транспорте?

— В целом культурно. Но меня поразило то, что у них не принято уступать место старшим. У нас-то есть такой обычай, мы уважаем старших. Для меня поначалу это было дико, и первое время я по привычке вежливо вставала. Но бабушки и дедушки словно этого не замечали, а на мое место быстренько садились молодые люди, думая, что мне уже пора выходить. Иногда мне приходилось настаивать, чтобы пожилой человек все-таки сел. Для Китая нормально, чтобы молодежь занимала сидячие места в общественном транспорте, а пожилые стояли.

Кстати, часто бывает, что пожилые уступают сидячие места своим детям. Полагаю, это последствия политики «одна семья – один ребенок», где ребенок – великая ценность.

Вообще официальная политика властей – уважать старших. В каждом виде транспорта есть голосовые сообщения и висят памятки с призывом уступать места пожилым, беременным и нуждающимся людям. Но я заметила, что эта инициатива игнорируется обществом.

В транспорте все ведут себя непосредственно. Держа в метро какую-то ношу, люди могут сесть прямо на пол, потому что они устали и им неудобно, а свободных сидячих мест нет. Китайцы стараются не задевать других людей, в частности, иностранцев, и всячески позволяют им иметь комфортное личное пространство.

— Как в Китае происходит посадка в общественный транспорт? Есть ли какие-то особенности?

— Особенностей как таковых нет. Во всем общественном транспорте люди пользуются единой дорожной картой. Чтобы ее активировать, достаточно просто загрузить деньги через автомат.

Автобусы и троллейбусы принимают и высаживают пассажиров только на своих остановках. Сесть в автобус в Китае просто: люди обычно заходят в дверь передней части салона, а выходят сзади. В транспорте все время проговариваются сообщения об остановках: к какой остановке приближается автобус, а какая — следующая.

Следует обратить внимание на то, что в Китае очень разветвленные дороги. Движение по ним очень сложное. Если автобус ехал по маршруту в одну сторону по определенной дороге, это совсем не значит, что он по ней же будет ехать обратно, поэтому нужно быть чрезвычайно внимательным.

В метро на каждой станции стоят металлоискатели, а охранники пропускают вещи через специальный рентген. Перед праздниками зачастую происходит усиление мер безопасности в общественном транспорте.

— Как обеспечивается в Китае безопасность дорожного движения?

— Честно говоря, за два года жизни в Поднебесной я крайне редко видела инспекторов полиции на дорогах. Около нашего университета в час пик обычно стоит регулировщик, но он не ловит нарушителей, а просто разгружает поток автомобилей.

По словам местных жителей, все нарушения ПДД фиксируют камеры фото- и видеонаблюдения, а после этого по адресам автовладельцев приходят уведомления о штрафах. Я думаю, что это правильно и удобно. Когда происходит ДТП, китайцы обычно звонят в ближайшее отделение полиции, и инспекторы оперативно приезжают для выяснения обстоятельств.

Кстати, в Пекине придумали интересный способ сокращения автомобилей, выезжающих на дороги. Работает какой-то сайт, где ежедневно высвечиваются номера машин, которым в этот день запрещено выезжать в город. Это означает, что люди в этот день должны пересесть с личного транспорта на общественный. За непослушание назначается огромный штраф.

Еще одна мера борьбы с многочисленностью автомобилей на дорогах в Китае – сложность регистрации транспортного средства и получения номерного знака. Иногда службы проводят лотереи и разыгрывают номера, но для среднестатистического жителя Китая зарегистрировать на себя авто крайне сложно.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

— Часто ли у соседей нарушают Правила дорожного движения?

— Чаще всего водители в Китае соблюдают Правила, но иногда это плохо заканчивается для пешеходов. Водители знают, что им разрешено двигаться на зеленый сигнал светофора, так же, как и пешеходам. Как только светофор переключается с красного на разрешающий сигнал, автомобили трогаются с места. И неважно, успел или не успел пешеход перейти дорогу. В этой ситуации пешеход должен решать, перейти быстрее на противоположную сторону дороги или возвращаться обратно – водителей это не беспокоит. Радует, что в Кыргызстане автомобилисты все же пропускают пешеходов, не успевших перейти проезжую часть.

Кстати, пешеходы в Китае часто не соблюдают ПДД. Они смотрят на ситуацию так: если горит красный сигнал светофора, но автомобили не приближаются к перекрестку, то можно перебежать. Чаще всего иностранцы стоят и ждут разрешающий цвет светофора, а китайцы в этой связи подшучивают над их интеллектуальными способностями — якобы глупо ждать, когда опасности вблизи нет.

Среди лихачей в основном водители мопедов и мотоциклов. Они часто пренебрегают соблюдением Правил и могут мчаться по улицам, невзирая на светофоры и дорожную разметку.

— Когда Вы вернулись в Бишкек, к чему пришлось заново привыкать?

— Я не пользуюсь личным автомобилем в Кыргызстане и практически всегда пользуюсь общественным транспортом. После поездки в Китай я несколько раз не могла доехать до места назначения и выходила, потому что в салоне было слишком душно и тесно, и мне от этого становилось не по себе. Хотелось бы, чтобы наши водители хоть немного заботились о комфорте своих пассажиров. Если нет возможности установить кондиционер, то сделать открывающимися форточки и люки вполне возможно. Полагаю, если водитель будет заботиться о пассажирах, то и они станут взаимно вежливее и аккуратнее.

— Большое спасибо за интересный рассказ о Китае!

О. Башкирова

Фото из архива С. Аламановой

Добавить комментарий