Асад Гасанов: «Нужно было поднимать страну, поэтому работал на износ»

В стране, Мы и автомобиль, Новости

Герою этого материала в этом году исполнилось 93 года. Он – ветеран Великой Отечественной войны, заслуженный строитель Кыргызстана. Наш герой в свое время возглавлял крупные стройки страны, занимался проектированием и изысканием множества автомобильных дорог Киргизской ССР. Сейчас он вице-президент общественного объединения азербайджанцев в Кыргызстане «Азери». Глаза почтенного Асада Гасанова молодцевато блестят, ведь он любит жизнь и счастлив тем, чего добился… 

— Асад Гасанович, глядя на Вас, ни за что не скажешь, что вам уже 93…

— Да, многие так говорят. Тем не менее мой возраст приближается к солидной отметке. Родился я в 1924 году в селе Карабаглы Сальянского района Азербайджанской ССР в семье зажиточных крестьян. В начале 1930-х начался геноцид азербайджанского народа, последовали выселения людей из их домов. Моя семья, к сожалению, попала в число тех, кому пришлось покинуть свою Родину. В 1933 году у нас отобрали все имущество, загрузили в товарные вагоны и в нечеловеческих условиях повезли. Куда – мы даже не знали.

Так мы ехали по степям Прикаспия, Казахстана и Туркмении. Спустя месяц нас высадили в степи Казахстана. Многие, к большой печали, не пережили такое «путешествие» — старики и младенцы, ехавшие в поезде с нами, погибли в пути.

Это было ужасное время, мы чудом выжили. Во время поездки на поезде у меня умерли мать, сестра и брат. С отцом мы пытались продержаться, берегли друг друга. Он работал возчиком, возил на санях грузы, топливо и продукты. Но в 1934 году нас опять погрузили в товарные вагоны и повезли. Мы снова не знали, куда нас отправляют. Оказалось, что привезли в Киргизию. Порадовало, что тут тепло и можно было работать: были рабочие места, платили зарплату. Здесь мы и прижились, начали постепенно осваивать новые земли, работать.

— Время было тогда такое. Целые народы депортировали, а неугодных считали врагами Родины.

— Да. Так и вышло. В 1937 году репрессировали всех глав семей переселенцев. Моего отца тоже арестовали, но обвинили не как «врага народа», а как «сочувствующего врагам народа». Семь месяцев его мучили, допрашивали, но потом все-таки отпустили.

— Ну, а следом шла уже и война?

— Не успели мы оправиться от тяжелых испытаний, как началась Великая Отечественная война. Я решил добровольно отправиться на фронт, хоть и был еще совсем молод. Юношам тогда предлагали идти только в трудовую армию – прокладывать железные дороги, работать в шахтах. Но мне с моими приятелями хотелось попасть в центр событий, на фронт.

В то время школьники писали письма руководству СССР с просьбами отправить их воевать. Мы последовали их примеру. В 1942 году неожиданно пришло письмо с положительным ответом. Так, в 1943-м я попал на фронт. Прошел всю войну, был ранен, но благодаря усилиям врачей выжил. Воевать мне довелось в Ставропольском крае, а также в Ростовской и Брянской областях.

В 1947 году я вернулся в город Фрунзе, хотелось забыть о тяжелых дорогах войны. Никому не пожелаю пережить то, что пришлось пережить нам. Вернувшись, я поступил во Фрунзенский индустриальный техникум и в 1950 году окончил его.

— Но работать Вы начали до окончания техникума?

— В послевоенное время, еще будучи студентом, я был отправлен на практику — прокладку дороги. Строили ее в то время так называемым «трудовым способом», то есть работали вручную.

Летом, после уборки урожая, привлекали к строительству дорог в основном колхозников. Механизмов-то не было никаких, а техники тем более. Из инструментов в то время были только лопаты, кирки и ломы да мозолистые руки рабочих. Повезло еще, что у нас была телега, на которой на участки привозили гравий.

После второго курса мы помогали специалистам делать геодезическую разбивку. Там, где должна была пройти трасса, вставляли колышки, а труженики колхозов по нашим отметкам строили дорогу.

— И ведь люди шли работать, даже несмотря на то, что не были специалистами…

— В царское время был закон, который действовал и в советское время: все должны были работать и платить налоги на строительство дорог. До появления колеса особо не требовалась качественная благоустроенная дорога, ведь тогда возили все товары вьючным транспортом. Но с появлением гужевого транспорта пришлось специалистам идти и работать.

До 1950-х в Киргизии не было ни одного метра дороги с твердым асфальтобетонным покрытием – были в основном гравийные. Пожалуй, только участок от Беловодска до Токмака благоустроили черногравийным покрытием. В народе его еще называют «холодным асфальтом».

С образованием Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог в Киргизии началось бурное строительство. Начали строить асфальтобетонные и железобетонные заводы, приступили к выпуску железобетонных труб и звеньев. Все это дало хороший толчок развитию экономики.

Поневоле нам пришлось реконструировать все существующие дороги, ведь транспорт изменился, увеличилась скорость движения.

— Ваш послужной список впечатляет – Вы прошли путь от простого рабочего до управляющего Трестом дорожно-транспортного строительства.

— В 1960 году я окончил Московский инженерно-строительный институт. Тогда группа под моим руководством проектировала дорогу Нарын – Угут – Казарман. Именно там я встретился с министром автотранспорта и шоссейных дорог Киргизии Кусеином Кольбаевым. Перед отъездом он пригласил меня работать к себе заместителем управляющего Трестом дорожно-транспортного строительства. В 1962 году я получил эту должность и приступил к выполнению обязанностей, возложенных на меня. Позже я стал главным инженером, а после этого — и управляющим крупного треста.

Я принимал участие и возглавлял многие крупные стройки в стране. Наше предприятие строило авторемонтные заводы, автотранспортные предприятия, автовокзалы, сети дорог, крупные мосты.

— Какое строительство Вам запомнилось больше всего?

— Я прошел практически весь Кыргызстан пешком, проектировал дороги во всех областях страны. Но, скорее всего, самой запоминающейся стройкой, в которой я участвовал, был Международный аэропорт «Манас». В то время было много строителей, но первый секретарь ЦК Компартии Киргизской ССР Турдакун Усубалиев доверил строительство аэропорта нам.

Чтобы ознакомиться с зарубежным опытом, мы отправились на десять дней в Киев, где был построен аэропорт «Борисполь» — специалисты рассказывали нам, на что они делали акцент во время его строительства. В результате наш трест приступил к строительству аэропорта «Манас» и подъездной дороги к нему. За выполненную работу мы стали лауреатами Государственной премии.

На строительство мы потратили примерно 10 лет, и я считаю, что «Манас» до сих пор является одним из самых качественных и хороших аэропортов в Центральной Азии.

— Вы провели немалую часть своей жизни в регионах. Что можете рассказать о работе там?

— Действительно, я всю жизнь провел как турист. Если где-то раньше была тропа, то теперь там дорога. Все это благодаря труду дорожников. Мы строили мосты, смотрели, как взрывают скалы, чтобы по этому участку шла трасса. Рассчитывается же все так: дорога должна находиться в удачном месте, чтобы там было тепло, а выпавший снег таял быстро.

Работая в регионах, я научился вьючить лошадь и жить в палатках. День наш проходил таким чередом: идем 20-30 км на лошади, развьючили ее, отдохнули слегка, сделали расчеты и опять пошли. Походные кровати, походные столы и спальные мешки для меня – привычные атрибуты «дома».

Поразило, что, когда строили дорогу в Таш-Кумыре, нам часто встречались скорпионы. Их, оказывается, бараны топчут и съедают, поэтому скорпионы их боятся, ретируются. Ночуя в палатках, мы всегда на землю стелили овчину, чтобы ядовитые членистоногие не приближались и не угрожали нам смертельно опасным ядом.

— Как Вам удавалось совмещать работу по всей стране, длительные командировки и семью?

— К сожалению, семьей я практически и не занимался. Все время был в командировках, в дороге или на стройках: в Ошской, Джалал-Абадской, Иссык-Кульской областях. Приходилось по полгода работать на участке при проектировании мостов. Условия были, мягко говоря, не идеальными. Приходилось работать и под холодным дождем, и в нестерпимой жаре.

Но у меня хорошая, любимая жена и два сына. Сыновья пошли по моим стопам. Первый – строитель, а второй – инженер по санитарному теплогазоснабжению и вентиляции. Сейчас есть уже и внуки, и правнуки.

Хочу отдельно рассказать о своей жене – Юлии Дунаевой. Она по образованию инженер, окончила Московский текстильный институт, долгие годы работала на руководящих постах в системе легкой промышленности Киргизской ССР. Была депутатом Верховного Совета IV созыва КР, а позже – старшим референтом в Совете Министров КР.

— Продолжительный труд на высоте, поездки по стране и ответственная работа на руководящих должностях никак не повлияли на Ваше здоровье?

— Представьте, что нет! У меня генетически хорошее здоровье – мой отец был очень сильным и выносливым человеком. Я работал на износ, питался в походной столовой, спал в палатках и в спальных мешках, довольствуясь малым. Выбора не было: нужно было поднимать страну.

Я и сейчас бодр, работаю в общественном объединении азербайджанцев в Кыргызстане «Азери», в 2008 году опубликовал книгу «Азербайджанцы в Кыргызстане». В ней я в основном приводил информацию о моих соотечественниках, которые были высланы из Азербайджана в Кыргызстан и Казахстан в 1929-1932 годы и репрессированы.

— Глядя на фотографии, трудно не заметить, что у Вас много наград…

— За боевые и трудовые заслуги я был награжден орденом Отечественной войны, орденом Знак Почета, тремя почетными грамотами Верховного Совета Киргизии. Также мне присвоено звание заслуженного строителя Кыргызской Республики. Среди наград много юбилейных и трудовых медалей. Родина не забыла своего гражданина.

— Вы прожили всю жизнь в Кыргызстане. Хотелось вернуться в Азербайджан?

— Да, у меня было как-то желание уехать в Баку. Меня приглашали туда работать. Но когда я рассказал об этом на работе, меня не отпустили: «Никуда не поедешь, работай здесь. Ты нам нужен!». И я остался. В трудное время кыргызская земля щедро одарила меня хлебом, солнцем, дала возможность выжить. Кыргызстан – моя вторая Родина, и я сердечно люблю ее.

— Большое Вам спасибо за труд!

О. Башкирова

Добавить комментарий