Альтернатива бензину: Сжиженный газ набирает популярность

Маркет, Мы и автомобиль, Полезное

В последние несколько лет все большую популярность среди автовладельцев страны получает сжиженный газ, поэтому многие автомобилисты устанавливают  газобаллонное оборудование. У сжиженного газа есть преимущество – его цена. Однако хочется узнать, что из себя представляет этот газ, насколько он безопасен, кто контролирует его качество, и откуда он завозится в Кыргызстан. 

Все эти вопросы мы задали начальнику отдела продаж сжиженного газа компании «Газпром нефть Азия» Уланбеку Суранаеву, владельцу и установщику газобаллонного оборудования ОсОО «Автовариант» Вагифу Зейналову и исполнительному директору Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Улану Кулову.

Начальник отдела продаж сжиженного газа компании «Газпром нефть Азия» Уланбек Суранаев

Чем газ отличается от бензина? 

«Сжиженный углеводородный газ – это продукт нефтепереработки, такой же, как бензин и дизель. Хранится он и перевозится в жидком состоянии. Транспортируют сжиженный газ в специализированных цистернах, поскольку он находится под давлением. Основу такого газа составляет пропан-бутановая смесь. Это главный компонент сжиженного газа. От бензина он отличается улучшенными эксплуатационными и экологическими свойствами», — отмечает куратор розничных продаж сжиженного газа компании «Газпром нефть Азия» Уланбек Суранаев.

Он подчеркнул, что в сoстaвe сжижeннoгo гaзa нeт свинцa. Тaкжe в нeм низкoe сoдeржaниe сeры, oкислoв других мeтaллoв, aрoмaтичeских углeвoдoрoдoв и других зaгрязняющих примeсeй. Oсoбeннo этo кaсaeтся свинцa, кoтoрый для улучшeния aнтидeтoнaциoнных свoйств дoбaвляeтся в бeнзин, и сeры, кoтoрaя привoдит к рaзрушeнию тeхничeских дeтaлeй двигaтeля и выбрaсывaeтся в aтмoсфeру вмeстe с прoдуктaми сгoрaния.

Общее октановое число сжиженного газа в среднем составляет 105, и по качествам это превосходит бензин марки Аи-98. В результате это позволяет двигателю работать мягче и тише, а еще такое топливо не способствует детонации.

Самое главное отличие сжиженного газа от бензина для автовладельца – это более низкая цена.

«Сжиженный газ пропан-бутан имеет более ровное и устойчивое горение внутри двигателя, он не смывает масляную пленку со стенок цилиндра, образует на них меньше нагара и отложений углерода. Как следствие, это приводит к меньшему изнашиванию цилиндрической группы. Также это увеличивает и срок эксплуатации моторного масла, что позволяет производить его замену через 15-16 000 километров пробега. В целом при езде автомобиля на сжиженном газе двигатель работает в 1,5 – 2 раза дольше и эффективнее», — добавил владелец и мастер-установщик газобаллонного оборудования Вагиф Зейналов.

Исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Улан Кулов

Кто привозит сжиженный газ в Кыргызстан? 

«Сжиженный углеводородный газ поступает на рынок страны из России и Казахстана. Также его производят на НПЗ «Джунда» в городе Кара-Балте. Основным поставщиком газа из России является ОсОО «Газпром нефть Азия». Другие компании в большинстве случаев реализуют сжиженный газ НПЗ «Джунда” либо завозят его из Казахстана», — рассказал исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана.

Установщик газобаллонного оборудования ОсОО «Автовариант» Вагиф Зейналов

Насколько безопасно газобаллонное оборудование? 

«Прежде всего нужно помнить, что газобаллонное оборудование (ГБО) должно быть качественным, заводским и сертифицированным. Установщики в свою очередь должны быть квалифицированными и опытными. Если установить «кустарное» ГБО у непрофессионала, то пожар и взрыв – это лишь вопрос времени», — предупреждает Вагиф Зейналов.

На самом деле современное заводское ГБО не опаснее топливной бензиновой системы, потому что выпускаемое сейчас оборудование 4-5 поколения имеет высокую степень безопасности.

Топливный бак изготавливается из особо прочной, толстой стали, которая с легкостью выдерживает даже самые сильные удары. Стальной корпус самой машины намного тоньше газового бака. На современном ГБО имеется клапан, который при сильном нагреве производит выброс газа, предохраняющий оборудование от взрыва.

Вагиф Зейналов также обратил внимание, что качественное оборудование никогда не будет стоить дешево. К примеру, если на 8-цилиндровую машину вам предложат установить ГБО стоимостью менее $1000, скорее всего с ним будет много проблем. Кроме того, не забывайте, что огромное значение имеет и качество самого топлива. Если оно будет плохим, то ломаться будет даже самое хорошее оборудование.

«Для собственной же безопасности нужно выбирать качественное ГБО, не гоняясь при этом за дешевизной. Лучше заранее проконсультироваться у близких и знакомых, которые используют сжиженный газ: где и за какую сумму они устанавливали ГБО, как часто при этом приходится производить чистку и ремонт оборудования. Проанализировав и сравнив информацию, можно делать выбор установщика. Также можно прийти на газовую автозаправку и поговорить с клиентами, которые будут заправляться сжиженным газом. Для объективного анализа желательно, чтобы автовладелец использовал ГБО не менее двух лет», — посоветовал Уланбек Суранаев.

Как определить, где газ более качественный? 

«Почти десятилетний опыт нашей работы с ГБО показал, что меньше всего проблем возникает с автомашинами, заправляющимися сжиженным газом на автозаправках компании «Газпром нефть Азия». Да, газ у них немного дороже, но зато топливо более качественное. Другие газовые заправки реализуют иногда как более, так и менее хороший газ», — признался Вагиф Зейналов.

В свою очередь Уланбек Суранаев отметил, что у компании «Газпром нефть Азия» основным поставщиком сжиженного газа выступает Омский нефтеперерабатывающий завод материнской компании «Газпром нефть». Продукция этого НПЗ пользуется спросом и европейского рынка, что в очередной раз гарантирует ее качество. В наличии у компании имеется не только широкая сеть АГЗС, но и свои кустовые базы хранения сжиженного газа, которые считаются самыми крупными в Средней Азии.

«Продукцию нашей компании регулярно проверяют как местные государственные органы, так и представители материнской компании. Кроме того, у «Газпром нефть Азии» действует собственная лаборатория, где партии любого вида нефтепродукта в обязательном порядке берутся на анализ», — рассказал Суранаев.

Кантская лаборатория испытаний нефтепродуктов «Газпром нефть Азии» аккредитована на техническую компетентность по международному стандарту ИСО МЭК 17025 и включена в Единый реестр аккредитованных лабораторий стран ЕАЭС.

«К сожалению, мелкие частные заправки лишены возможности контроля качества закупаемого газа из-за отсутствия своих лабораторий. За редким исключением у них отсутствуют свои базы хранения сжиженного газа, нет постоянных контрактов с поставщиками, поэтому такие компании зачастую покупают топливо «где придется». В такой ситуации контролировать качество газа невозможно», — подчеркнул Уланбек Суранаев.

Исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана заметил, что сегодня государственные технические органы не могут в лабораторных условиях проверить качество завозимого или производимого сжиженного газа. В стране нет соответствующей государственной лаборатории, поэтому отсутствуют и нормативные требования к качеству сжиженного газа. Следовательно, сегодня можно поставлять и производить что угодно под названием «сжиженный углеводородный газ».

Улан Кулов пояснил, что в такой ситуации более логично не рисковать, заправляясь на «кустарных» АГЗС. Лучше довериться проверенным и открытым игрокам.

Какие могут быть последствия после заправки некачественным газом? 

«С увеличением количества частных газовых заправок в последнее время к нам стали все чаще обращаться клиенты с проблемами засорения топливной системы ГБО и даже их поломок. Ситуация вообще парадоксальна: клиент, установивший ГБО, экономит примерно 20 сомов с литра топлива. Зачем пытаться сэкономить еще 2-3 сома и рисковать, заправляясь неизвестно каким газом на кустарных заправках?» — заметил Вагиф Зейналов.

Основу сжиженного газа должна составлять пропан-бутановая смесь. Причем состав обычно варьируется в зависимости от времени года.

В холодное время года в составе газа должно быть большее содержание пропана, поскольку он отличается от бутана насыщенностью, давлением и температурой кипения. Испаряемость пропана может осуществляться и при температуре -42ºС, в то время как у бутана этот показатель прекращается уже при температуре +0,5ºС. Следовательно, зимой в состав СУГ добавляют больше пропана, ведь иначе газ в холодное время будет испаряться и не загорится.

В жаркое время года должно быть большее содержание бутана. В противном случае из-за свойств высокого давления пропана газ в баке будет быстро заканчиваться. Поэтому важно правильно сочетать соотношение пропан-бутана в летний и зимний периоды.

«К сожалению, пробы газа, взятые нами на некоторых частных заправках и проверенные в нашей лаборатории, показали, что в составе газа на этих заправках содержится в основном не пропан-бутановая смесь, а пропилен-бутиленовая. Кристаллическая решетка пропилена и бутилена образует смолы, которые пагубно действуют на ГБО», — отметил Уланбек Суранаев.

Он пояснил, что именно из-за этих фракций происходит загрязнение фильтров, редукторов и форсунок ГБО, когда часть отходов попадает в двигатель. Чем больше  вместо пропана и бутана пропилена и бутилена в газе, тем чаще придется производить чистку оборудования.

 «Представители компании «Газпром нефть Азия» вносили в Ассоциацию нефтетрейдеров предложение совместно с представителями госорганов и СМИ брать пробы сжиженного газа на всех АГЗС республики, проверять их комиссионно в лаборатории и публиковать отчеты в прессе. Однако из-за отсутствия в Кыргызстане обязательных нормативных требований к этому топливу и государственной лаборатории это предложение пока не может быть юридически закреплено», — рассказал Улан Кулов.

Как сэкономить на автомобильном газе? Советы экспертов 

«Многие автовладельцы часто ошибочно оценивают качество газа только по километражу пробега автомашины. В народе принято думать, чем больше машина проехала на одной заправке, тем лучше качество газа. Но это не всегда так. К примеру, километраж может быть снижен, если в теплое время года в составе газа больше пропана. Нo глaвнoe, чтo в гaзe присутствуeт имeннo прoпaн, a нe прoпилeн. Прoбeг, мoжeт, и умeньшится, нo гaз при этoм всe рaвнo oстaeтся бoлee чистым и кaчeствeнным. В тo жe врeмя вoдитeль мoжeт прoeхaть в тeплoe врeмя бoльшe килoмeтрoв, нo нe по причинe тoгo, чтo в гaзe бoльшe бутaнa, a нa сaмoм дeлe бoльшe бутилeнa. Килoмeтрaж прoбeгa при этoм тaк жe, кaк и при бутaнe, увeличится, нo уже бутилeн начнет загрязнять топливную систему ГБО», — рассказал Уланбек Суранаев.

Вагиф Зейналов подчеркнул, что клиент в такой ситуации может и не догадываться о начинающихся проблемах в оборудовании, поскольку они могут возникнуть позже.

Эксперты также напомнили, что водителям летом не стоит резко нажимать на педаль газа, поскольку в жаркое время в топливе больше бутана, который загорается медленнее. Если резко жать на газ, то он просто не будет успевать испаряться, поэтому машина может незаметно для водителя перейти при этом на бензин.

Не забывайте брать кассовые и товарные чеки на заправочных станциях. Чем более открыто и прозрачно работают операторы на рынке сжиженного газа, тем больше вероятность, что вы получите более качественное топливо. Именно такие игроки и пополняют налогами бюджет государства.

СОБ. ИНФ.

Добавить комментарий