Хрупкая женщина с большой ответственностью, или «Железная дорога любит порядок…»

В стране, Новости, Полезное

Лариса Дороганова на протяжении 18 лет работает дежурной на железнодорожном переезде. Сейчас она следит за дорогой на улице Логвиненко. Как опытный сотрудник «Кыргыз темир жолу», она рассказала «АВТОгиду» о своих буднях, о трудностях работы и об опасностях, которые подстерегают дежурных изо дня в день. 

Встретив эту привлекательную женщину на улице, ни за что не поверишь, что она — человек, который следит за железной дорогой, за поездами и за порядком на переезде. Там, скорее всего, должен работать мужчина со стальными нервами. Но вежливая, тактичная и по-женски ранимая Лариса уже много лет предана своей работе, несмотря на то, что каждую смену сталкивается с беспределом, который вершат люди. В ходе беседы с ней я поняла, что работать на переезде для женщины опасно и сложно, ведь любое нарушение дисциплины может привести к катастрофическим последствиям.

— Лариса, расскажите, пожалуйста, как Вы решили стать дежурной на железной дороге?

— Мои родители в свое время работали на переезде. Тогда еще не было автоматических шлагбаумов, и им приходилось делать все вручную. Глядя на них, я думала, что такая работа — слишком тяжелый труд, на который я никогда не решусь. Поэтому еще девчонкой я устроилась работать на прибороизмерительное предприятие, но оно обанкротилось. Оставшись без работы, я решила пойти по стопам родителей – пришла к начальнику железной дороги, и меня взяли на стажировку, а через два месяца и на работу.

Чтобы соответствовать занимаемой должности, досконально выучила все инструкции и четко следовала им. На любой случай в моей работе есть правила, прописанные в документах, и им нужно следовать безоговорочно. Поезда и железная дорога любят порядок.

— Расскажите о своих обязанностях, наверняка, у Вас их немало.

— У дежурных на переезде есть своя должностная инструкция. Смены у нас длятся по 12 часов. Придя на работу, я должна проверить свой участок, состояние всего оборудования, сигнализации, наличие инструмента и инвентаря. Если что-то не в порядке, мне нужно сделать запись в Книге приема и сдачи дежурств, а также сообщить об этом дежурному станции.

Кроме того, мы должны содержать участок в чистоте: прочищать желоба для свободного проезда поездов, следить за исправным состоянием шлагбаумов, сигнализаций, предупредительных знаков. Мы должны закреплять болты и противоугоны на путях, чистить территорию от снега и травы, убирать посторонние предметы. Знаете, очень часто хулиганы кладут камни на рельсы, а ведь такая «невинная шалость» может спровоцировать сход поезда с дороги и, как следствие, повлечь человеческие жертвы.

Если в ближайшее время по участку пройдет поезд, а по путям бродят люди, нам нужно убедить их сойти с железной дороги. То же самое и с автомобилистами – нужно «очистить» переезд. Мы должны полностью контролировать ситуацию, чтобы поезд мог беспрепятственно двигаться.

Машинисты часто жалуются, что искатели приключений любят «до последнего» сидеть на рельсах. По инструкции, если человек находится близко к путям или на них, нужно сообщить об этом по рации ДНЦ и применить экстренное торможение. Но чаще всего нарушитель встает за несколько метров до столкновения, отряхивается и, словно делает одолжение, пропускает поезд. А в итоге у машиниста стресс и движение остановлено. Мало того, нужно ждать приезда руководителей и ревизоров, чтобы они проверили, все ли в порядке с поездом, соединениями и рельсами.

— Чем интересна работа именно на переезде улицы Логвиненко?

— Раньше эта дорога была двусторонней, и работать было действительно сложно. Тогда водители регулярно нарушали Правила проезда железнодорожных переездов, объезжали шлагбаумы прямо перед несущимися по путям поездами. Все обрадовались, когда переезд решили сделать односторонним, потому что это гарантировало снижение количества нарушений.

У нас установлено полуавтоматическое оборудование, поэтому, когда поезд едет с запада, в будке срабатывает сигнализация, включаются звонок и светофор на улице, и начинает постепенно закрываться шлагбаум. Водители думают, что это дежурная его опускает, многие недовольно кричат: «Зачем так рано закрыла, поезд еще, наверное, в Кара-Балте едет!» На самом деле система срабатывает автоматически, когда поезд находится на расстоянии всего лишь полутора километров от переезда. Дежурная не в силах что-либо изменить. Поднять шлагбаум она может только тогда, когда поезд проехал, и опасности для водителей нет.

— Лариса, какие нарушения Правил пересечения переезда чаще всего совершают автомобилисты?

— Водители стараются быстрее проехать переезд, чтобы не ждать поезд. Они почти «перелетают» его на большой скорости, несмотря на то, что включена звуковая сигнализация и светофор «моргает» красным. Автомобилисты стараются во что бы то ни стало проскочить переезд и делают это, пока шлагбаум не опустится и не «ударит» сверху проезжающие автомобили.

Некоторые сразу признают свою вину, а бывают и такие, которые оскорбляют или кричат нам фразы типа: «Могла бы и придержать шлагбаум». А на самом деле – не могу и не должна этого делать.

Еще одно частое нарушение: когда шлагбаум закрыт, водители специально подъезжают к нему впритык, надеясь проехать переезд первым, когда он откроется. Пока все ждут поезд, машины потихоньку напирают ближе, и в итоге стоят сплошной линией. А ведь по правилам они не должны делать так: если что-нибудь случится и поезд сойдет с рельсов, будет много жертв. В этом смысле часто срабатывает принцип: «Пока гром не грянет – мужик не перекрестится».

Также нередко грузовые машины и бетономешалки ломают шлагбаум, гнут его. Приходится звонить начальству, сообщать об этом, ждать, когда привезут новый и заменят испорченный, проверят его исправность.

Еще есть лихачи, которые специально останавливаются на переезде за шлагбаумом и ждут, когда поезд будет поблизости. А потом резко стартуют и уезжают. Мы им кричим, прогоняем, но толку никакого. Похоже, у молодежи развлечение такое, адреналина им не хватает что ли. Чаще всего такое происходит по ночам, и от этого еще страшнее.

Несколько лет назад 23 февраля была авария на переезде во время моей смены. Пассажирский поезд, двигавшийся на небольшой скорости, столкнулся с машиной. Хорошо, что и водитель, и пассажир остались живы. А потом выяснилось, что за рулем был милиционер, который вроде как сам не раз нарушал ПДД. Парадоксально, что представители таких структур требуют сознательности от водителей, а сами нарушают правила. Нестыковка выходит!

— На дежурстве Вы одна. Не опасно ли это, ведь если что-нибудь произойдет, Вам и помочь некому.

— Работа дежурной сложная и опасная, особенно в ночные смены. В темноте часто происходят всякие инциденты: то водители резвятся, то пьяные докучают. Приходится всех утихомиривать, призывать к порядку. Иногда даже вызываю наряды милиции, чтобы уже они разбирались с дебоширами.

На одном из переездов как-то произошел неприятный случай. Дежурная работала в ночную смену, и к ней пристал пьяный мужчина. Она успела забежать в будку, но ей не хватило пары секунд, чтобы закрыть дверь. В итоге случилась драка, после которой дежурная попала в больницу, а затем и вовсе уволилась.

Руководство «Кыргыз темир жолу» постоянно проводит технические занятия с сотрудниками, учит нас, как вести себя в критических ситуациях.

Меня больше всего расстраивает то, что водители ведут себя по-хамски, сквернословят и обижают дежурных. А ведь мы просто выполняем свою работу.

— Пользуясь случаем, о чем бы Вы хотели попросить автомобилистов?

— Прежде всего хочу попросить водителей быть более сдержанными и не грубить. Правила хорошего тона в жизни и в дороге никто не отменял. И еще хочу призвать автомобилистов соблюдать Правила проезда железнодорожных переездов, быть бдительными за рулем. Всякое может случиться, и, к сожалению, случается…

Беседу вела О. Башкирова

Добавить комментарий