«За» и «против» отмены налога на транспорт
В Кыргызстане обсуждают возможность упразднения налога на транспорт. Ряд депутатов Жогорку Кенеша предлагают включить его в цену за ГСМ. Так парламентарии собираются облегчить налоговое бремя владельцев транспорта, искоренить имеющуюся коррупцию в этой сфере и увеличить налоговые поступления в бюджет.
Простые реалии
В соответствии с требованиями Налогового кодекса КР налогоплательщиками в этой сфере являются физические и юридические лица, которые имеют в собственности имущество 4-й группы – транспортные средства. Сюда относятся грузовые и легковые автомобили, автобусы, микроавтобусы, тракторы, комбайны, мотоциклы, строительная техника и другие движущиеся механизмы.
По данным начальника отдела декларирования налогов и налоговых платежей Государственной налоговой службы КР Анарбая Мойдунова, у нас в стране есть ряд транспортных средств, которые не облагаются налогом.
«В статье 327 Налогового кодекса указано, что от уплаты налога освобождаются ТС, находящиеся на балансе государственных учреждений, коммунальный транспорт и пассажирский автопарк, кроме такси. Есть еще льготники, которые частично или полностью освобождены от уплаты налога», — отметил он.
В интервью для «АВТОгида» он сообщил, что в общей сумме количество необлагаемых налогом транспортных средств по республике составляет 96 710 единиц.
Суть идеи
Парламентарии предлагают отменой транспортного налога и включением его в стоимость ГСМ решить ряд имеющихся в стране проблем.
«Мы считаем, что изменится концепция налогообложения, благодаря которой сумму налога придется рассчитывать не по объему двигателя и возрасту автомобиля, а по принципу «кто больше ездит — тот больше платит». Эта мера позволит снизить трудовые, материальные и временные издержки», — пояснил Дастан Бекешев, депутат от фракции Социал-демократической партии Кыргызстана.
Подчеркнем, что кроме Дастана Бекешева инициаторами законопроекта являются Нурлан Макеев из партии «Кыргызстан», а также Омурбек Бабанов и Мирлан Жеенчероев из партии «Республика – Ата-Журт». Кстати, изменение концепции налога на транспорт было одним из основных лозунгов партии «РАЖ» во время выборов в Бишкекский городской кенеш.
Плюсы и минусы
Мнения в народе в итоге разделились – кто-то «за» поправки, кто-то «против».
Конечно, разумно полагать, что несправедливо, когда у некоторых владельцев автомобиль больше простаивает, чем ездит, а платить транспортный налог приходится наравне с теми, кто постоянно за рулем. За рубежом уже давно есть такая практика: больше ездишь — больше и платишь.
Как говорится, у каждой монеты две стороны, поэтому следует рассмотреть ряд плюсов и минусов, которые есть в этой инициативе.
- Позитивно то, что с такими переменами восторжествует социальная справедливость, и каждый будет платить ровно в таком количестве, сколько эксплуатировал дороги.
- Удобно, что налог придется выплачивать «в рассрочку» на протяжении всего года.
- Сбор налога по республике будет составлять 100%, что тоже не может не радовать.
- Произойдет распределение средств по территориям пропорционально тому, насколько интенсивно движение по ним.
- С принятием предложения отпадет необходимость трат на заработную плату сотрудникам налоговой службы, занимающимся сбором транспортного налога.
- Люди будут выбирать более экономичные варианты автомобилей или средств передвижения. Это позитивно повлияет и на экологию в стране, и на экономику.
- Предполагается, что для налоговых структур в этом также будет ряд преимуществ: осуществлять учет миллионов налогоплательщиков куда сложнее, нежели сотен ресурсопоставляющих предприятий (АЗС).
Несомненно, есть и несколько отрицательных моментов, которые «вытекут» из перемен.
- К примеру, в Кыргызстане потихоньку стали появляться «гибриды», которые ездят на бензине и на газе (либо электричестве). Рассчитывать налог для них будет достаточно сложно.
- Если все без исключения будут «платить налог, включенный в бензобак», то некоторые льготники: ветераны, инвалиды, военные — утеряют свои послабления и будут платить наряду со всеми.
- Кроме того, новые правила напрямую повлияют на рост цен на ГСМ, а это в свою очередь неминуемо приведет к росту цен на продукты питания и сельхозпродукцию.
- Ассоциация нефтетрейдеров Кыргызстана, узнав об инициативе, выразила опасения, что повышение цен на ГСМ вызовет увеличение объемов контрабанды топлива.
По словам Улана Кулова, исполнительного директора ассоциации, в случае принятия поправок в Налоговый кодекс литр топлива подорожает минимум на 1 сом.
Зарубежный опыт
В США, на опыт которых мы почему-то всегда смотрим, транспортный налог включен в стоимость топлива (примерно 15% от цены). Примерно 60% собранных средств направляются в федеральный дорожный фонд, а оставшиеся 40% идут в дорожные фонды штатов. Все эти деньги расходуются исключительно на строительство и ремонт автомагистралей.
В Китае транспортный налог тоже включен в стоимость топлива и составляет около 20% от цены. При покупке нового автомобиля, выпущенного в КНР, помимо этого, владелец платит налог на сумму 10% от его стоимости. Для моделей иностранного производства ставка выше – 40%. Налоговые сборы с автомобилистов перечисляются на развитие дорожной инфраструктуры.
В прогрессивной Японии при покупке новой машины необходимо уплатить налог в размере примерно 5% от ее стоимости. При постановке автомобиля на учет снова придется платить. Сумма зависит от объема двигателя и массы автомобиля. Впоследствии такая же сумма взимается с автовладельца ежегодно.
В России размер транспортного налога зависит только от мощности двигателя и категории ТС. В федерации уже который год идут разговоры о том, что неплохо было бы упразднить налог и тоже включить его в стоимость ГСМ. Однако в этом направлении перемен пока что нет из-за неуверенности в том, что это будет действительно работать.
У нас в стране автолюбители, с одной стороны, рады, что налог на транспорт может быть отменен, а с другой — обеспокоены тем, что топливо может существенно подорожать. Нам остается только пока взвешивать «за» и «против» и размышлять, будет ли действительный эффект от перемен.
П. Васильев