В городе Канте впервые в Кыргызстане прошли гонки на выживание

В стране

Кант — городок спокойный и тихий, но 20 ноября 2016 года все в нем бурлило, кипело, ревело и звенело. Причина для этого была более чем уважительная – энтузиасты-кантовчане устроили очень громкое шоу на картодроме «Экстрим». Шоу «Автобитва» было действительно настоящей битвой, поразившей своей зрелищностью всех присутствующих. А болели за героев автобитвы практически все жители Канта, к ним присоединились бишкекчане, таласцы и любители автоспорта из Казахстана. 

Все мы родом из детства: мы много занимались спортом, помогали по дому своим родителям, а в свободное время читали книги и смотрели телевизор. Наше детство было лишено Интернета, и в этом были большие плюсы. Кто из нас не смотрел исторические фильмы о Древнем Риме, о гладиаторских боях и Спартаке. Только ленивый не знал о героическом Спартаке, о его борьбе за свободу и справедливость. Он был идеалом для подражания для всех мальчишек нашего двора. Мысли об этом как-то невольно кружились в голове перед началом автобитвы. Как оказалось, это было предчувствием схватки и битвы, но уже в нашей реальности. Герои автобитвы тоже мужественно и бесстрашно сразились за свое место под солнцем. Обошлось, разумеется, без крови и жертв, но дух захватило так, что ух!

img_8977

Перед началом автобитвы было весело, боевой настрой был и у участников, и у болельщиков. Несмотря на то, что снег не прекращал идти почти до самого конца мероприятия и было довольно холодно, никто не покинул поле битвы.

Откуда берет свое начало этот вид состязаний? Гонки на выживание – это контактный или экстремальный автокросс. Они относятся к автомобильным дисциплинам. И хотя гонки на выживание – это соревнования, где есть спортивная составляющая, их считают автомобильным шоу, а не спортом. Международная автомобильная федерация FIA гонки на выживание не признает автомобильным спортом. Гонки на выживание часто называют автомобильными боями без правил, гладиаторскими автомобильными схватками и боями, автомобильными войнами или битвами, гонками на разрушение (такое название является основным для США и редко встречается в Европе).

img_8906

Гонки на выживание появились в Соединенных Штатах Америки в 30-х годах ХХ века и проводились на загородных фестивалях и ярмарках. Первые официальные соревнования начали проходить в 40-х годах ХХ века и назывались Demolition (в переводе с английского – «разрушение») Derby. В это же время в Европе появились схожие по формату гонки Banger (в переводе с английского – «старый подержанный автомобиль») Racing (в переводе с английского – «гонка»).

Первопроходцем гонок на выживание в США стал успешный автомобильный промоутер Дон Бэзил, который понимал, что зрители приходят на автогонки, чтобы, в том числе, стать свидетелями возможных аварий. Поэтому он организовал первую официальную гонку, в которой главной целью и средством была авария. В 1946 году на автодроме Carroll Speedway в Калифорнии прошла первая официальная гонка, в которой пилоты имели полное право таранить и уничтожать автомобили друг друга.

Дебютная гонка прошла очень успешно и дала мощный импульс развитию и популяризации этого шоу. В 60-х годах ХХ столетия проводить гонки на выживание стало уже традицией, а аудитория соревнований серьезно увеличилась благодаря телетрансляциям.

img_8983

Пик популярности шоу пришелся на 70-е годы ХХ века. В этот период одну из самых рейтинговых гонок провел Дон Бэзил. На этот раз свои автомобили на прочность проверяли чемпионы других популярных соревнований — «Инди-500». Но интерес к этому шоу постепенно стал угасать в начале 90-х годов ХХ века.

С 2000 года начался новый всплеск популярности гонок на выживание благодаря распространению кабельного телевидения и сегментации телеаудитории по каналам.

Но вернемся к нашей автобитве. Все болельщики замерли в предвкушении ожидаемого, ведь это самые первые гонки на выживание в Кыргызстане. Холод не мешал командам готовить машины к заезду. Механики старались, чтобы все было на месте, чтобы все было на ходу. Участники гонок заранее постарались, сделали из развалюх настоящих монстров трассы, эдаких машин-воинов. Условия подготовки машины были таковы:

  • донор для боевой машины стоимостью не более 20 тысяч сомов;
  • обязателен каркас безопасности;
  • аккумулятор должен быть в салоне, как и кнопка отключения массы;
  • бензобак и радиатор в целях безопасности тоже перенесены в салон.
  • Каждая переделка должна быть хорошо зафиксирована на своем месте.

Приехали участники не только из Канта и Бишкека, но также из Таласа, и даже из соседнего Казахстана. А какие были машины! Модели многих из них невозможно было узнать с первого взгляда. На состязания приехали ЗАЗы («Запорожцы») с хребтами и клыкастой пастью, как у тираннозавра, Ford Scorpio с выхлопной трубой, торчащей из-под капота, как у трактора. «Жигули» 2106 устрашал всех ржавчиной, а Opel Ascona — колючей проволокой вместо окон. Запомнились «Москвич» «Комби» с грозным ревом, Mercedes-Benz «ешка» W123 с орлом по бокам на старом кузове, призрачный Mitsubishi Lancer 80-х годов. Было и красиво, и страшно одновременно. Помните блокбастер «Безумный Макс»? Можете представить сцены из этого фильма, только вместо песчаной пустыни и апокалипсиса снежная кыргызская зима?

Правила битвы гласили, что победит тот, кто останется на ходу до конца гонки. Как в любом состязании, были и штрафные очки, они снимались за выход из круга, за лобовое столкновение и за неспортивное поведение. А с другой стороны – зачем штрафные очки в гонках без правил?

В первом заезде-бою после жеребьевки сошлись два ЗАЗа, «Москвич» и Opel. «Снег кружился, летая, летая… и машинами клубя», — все как в песне. Но оглушительный рев двигателей переносил нас в совсем другую атмосферу, где воины на колесах отчаянно пытаются остаться в живых на поле битвы. С каждым кругом оставалось все меньше гонщиков на ходу, из-за столкновений у некоторых возникали неисправности, что и способствовало окончанию гонки для них. В первом заезде остались старый крепкий «Комби» и «немецкий москвич» Opel.

Золото - А. Котов, серебро - Саид, Ново-Покровка, бронза - С.Карась
Золото — А. Котов, серебро — Саид, Ново-Покровка, бронза — С.Карась

Во втором заезде сразилась следующая четверка бойцов: таласская «Ешка», кантский «Скорпион», злой «Жигуль» и призрачный «Митсу». Борьба в этом заезде была такой же зрелищной, как и в первом, с первых минут до самой последней секунды все жаждали победить и выстоять, это было реальное месиво. К концу второй битвы выжил лишь «Призрак», может, название команды повлияло на победу, может, мастерство гонщика и механиков, вот такая мистика.

Между делом проходили веселые конкурсы в стиле «Форсаж», они очень порадовали зрителей. Дрэг-рэйсинг, скачки, загадки-отгадки, танцы принесли тепло в холодный ноябрь. Это было очень смешно и зажигательно!

Самыми увлекательными стали финал и гонка престижа. В финале за первенство боролись «Митсу», «Комби» и «Аскона». Победили команда «Призрак» на «Митсу» и его пилот Александр Котов, а второе и третье места определить было сложно, так как «Комби» и «Аскона» почти одновременно вышли из строя. Судьи решили выбрать призеров второго и третьего места путем голосования зрителей, как в танцевальных баттлах, самый лучший и справедливый рефери — это публика. Ликующие болельщики и зрители быстро выбрали «Комби» и его пилота Саида из Новопокровки серебряным призером, а «Опель» и его хозяин Серега Карась взяли бронзовую медаль. Приз гонки престижа увезла на белом «Мерсе» команда «Одиссей» в город Талас.

Я очень рад быть свидетелем события! Эмоции зашкаливали, кровь бурлила, а впечатления от гонки навсегда останутся в моей памяти. Не перевелись смелые и бесстрашные воины, не оскудела наша земля воинами и смельчаками!

Спасибо огромное Алексею Лебедеву и клубу «Экстрим» за грандиозно проведенное мероприятие. Молодцы ребята из Канта! Вы – настоящие первопроходцы в мире суровых гонок на выживание! Газета «АВТОгид» желает клубу «Экстрим» всегда и везде быть первыми!

Видео вы можете посмотреть здесь.

А. Шералиев

2 comments

Добавить комментарий для Жайылма Отменить ответ