«Черный доктор», или Скорая помощь для политбюро

Мы и автомобиль

В семидесятые годы на Рижскую автобусную фабрику с Горьковского автомобильного завода каждый год поступало по несколько автомобилей «Чайка» для их переоборудования в универсалы. Медицинские «Чайки» сопровождали правительственные кортежи, так как состояние здоровья пожилых членов Политбюро и ЦК КПСС предполагало оказание экстренной медицинской помощи.

Спецзаказ

В Советском Союзе старались не акцентировать внимание общественности на состоянии здоровья вождей очень преклонного возраста. Не повезешь же члена ЦК КПСС в больницу на обычном «рафике» – ему по статусу положено передвигаться на более «серьезном» автомобиле!

Техническое задание на разработку и выпуск таких машин от Минздрава СССР поступило во второй половине 60-х, и в 1968 году первый автомобиль был уже выпущен.

Специальные медицинские автомобили с кузовом универсал на базе «Чайки» ездили по вызовам к пациентам, закрепленным к Четвертому «правительственному» управлению Минздрава.

Новые автомобили скорой помощи были просто обязаны соответствовать высокому статусу пациентов, но при этом не привлекать к себе лишнего внимания. Решено было окрашивать их в «протокольный» черный цвет, поэтому позже автомобили получили прозвище «Черный доктор».

На спецмашинах не должно было быть ни надписей, ни опознавательных знаков, которые обычно наносятся на «гражданские» автомобили скорой медицинской помощи.

«Чайки» над Ригой

Почему спецзаказ выполнял именно Рижский завод микроавтобусов? РАФ был выбран по нескольким причинам. Во-первых, там действовало налаженное производство кузовов малых серий, а на заводе работали опытные мастера. Во-вторых, фабрика несколько лет серийно выпускала автомобили скорой помощи с кузовом от обычного микроавтобуса РАФ-977. В-третьих, сказался и зарубежный опыт. В США в 50-е годы получили распространение специальные медицинские универсалы на базе легковых автомобилей. В роли такой «кузовной фирмы» выступил и РАФ.

В США подобные машины обслуживали линейную службу скорой помощи и частные клиники, а в СССР медицинская «Чайка» предназначалась исключительно для закрытых ведомственных больниц и их привилегированных пациентов.

Сам факт производства спецавтомобилей хранился в секрете. Готовые машины не имели опознавательных знаков медицинской помощи, окна санитарного отсека не тонировали, а плотно закрывали занавесками. В салоне предусматривались место на носилках для перевозки пациента в лежачем положении и места для медицинского персонала. На борту имелся минимальный набор необходимого медицинского оборудования.

Материал подготовил В. Алов

Фото из Интернета

Добавить комментарий