Галстук, кенгурятник и феродо

Мы и автомобиль, Новости, Статьи

Предлагаем вниманию читателей небольшую подборку автомобильных терминов, которые водители перестали употреблять после того, как они устарели, а некоторые просто утратили прежнее значение.

Перегазовка

Это слово нередко звучит сегодня в значении «интенсивно понажимать на педаль акселератора». Однако когда-то его истинным смыслом было совсем иное. На старых автомобилях были редкостью синхронизаторы, уравновешивающие скорости соединяемых шестерен в коробке передач, и для того чтобы переключиться без ударов и хруста, это уравновешивание осуществляли вручную. Точнее, «вножную». При переключении передач вверх применялся так называемый «двойной выжим сцепления», а при переключении на пониженную — «перегазовка». Для наших дедов суть и смысл «перегазовки» были очевидны, сегодня же это искусство педальной акробатики полностью утрачено в связи с его невостребованностью. Потеряло смысл и само слово.

Парприз

Слово произошло от французского pare-brise, что в переводе означает лобовое стекло или козырек, призванный защитить водителя от ветра и дорожной пыли. Сегодня парпризом называют облицовку передней панели.

Кокпит

Английское слово cockpit появилось в XVI веке и первоначально обозначало арену для петушиных боев. Позже так стали называть замкнутое, но открытое пространство на морском судне, где располагался рулевой, вероятно, из-за схожей конфигурации с ареной для петушиных боев. Впоследствии термин перекочевал в авиацию и автомобилестроение, в частности, в автоспорт. Сегодня кокпит стал синонимом кабины пилота.

Вёсла

Со временем этот жаргонизм стал забываться, а ведь еще пару десятков лет назад вёсла были в каждом автомобиле. Но не для того, чтобы ими можно было подгрести к берегу, если вдруг автомобиль упадет с моста в реку. Так называли ручки механических стеклоподъемников. Хотя многие сегодняшние автолюбители таких ручек никогда не видели. Автомобили наших дней, как правило, оснащают электрическими стеклоподъемниками, а ручные можно встретить лишь в базовых версиях бюджетных моделей.

Галстук

Этим словом автомобилисты старой закалки называют буксировочный трос. С появлением эвакуаторов и выездных сервисов по ремонту и обслуживанию автомобилей жаргонизм стал забываться, однако, отправляясь в поездку за рулем, не забудьте «принарядиться».

Кенгурятник

Кенгурятником называют трубчатую конструкцию, которая вешается спереди или сзади автомобиля для защиты элементов кузова и оптики от механических повреждений. Когда-то американские фермеры крепили калитки на свои пикапы для разгона скота. Русскоязычная версия термина «кенгурятник» или «кенгурин» пришла из Австралии, где аналогичные конструкции вешали дальнобойщики, чтобы уберечь транспортное средство от перебегающих дорогу животных, в частности, от кенгуру. Сегодня кенгурятник превратился в модный аксессуар и чаще применяется в декоративных целях. В результате борьбы за безопасность пешеходов в «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» были внесены поправки, которые ограничивают применение подобной конструкции.

Феродо

Словом «феродо» автовладельцы старшего поколения называли накладки ведущего диска сцепления и тормозных колодок. «Переклепать феродо» — типичное выражение из дедовского автолексикона, означающее самостоятельную замену колечка сцепления или полумесяца колодок. И хотя клепка уже давно не в ходу, слово «феродо» в отношении колодок нередко звучит и сегодня.

«Феродо» — термин того же типа, что и «ксерокс», и «радиола». Британская компания Ferodo LTD действительно была одним из пионеров и лидеров сегмента автомобильных фрикционных материалов для сцепления и тормозов с конца ХlХ века. Одной из первых эта продукция попала в СССР, и слово «феродо» устоялось среди водителей первой половины ХХ века, благополучно дойдя до наших дней.

Материал подготовил М. Раимкулов

Фото из Интернета

Добавить комментарий