Безопасные или небезопасные ГСМ

В стране, Новости

С начала июля вступит в силу техрегламент ЕАЭС «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке или использованию», который будет регулировать показатели качества нефтепродуктов на рынке стран Союза. Неужели теперь топливо на рынке страны станет качественнее?

Немного теории

Техрегламент ЕАЭС определяет требования к показателям безопасности нефти, которую производитель или продавец собирается доставлять по магистральным трубопроводам, перевозить по железным, автомобильным дорогам или водным путям, а также использовать в качестве сырья на нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводах.

Согласно вступающему в силу требованию, нефть перед выпуском в обращение будут проверять на соответствие путем испытаний в собственной испытательной лаборатории или в аккредитованной испытательной лаборатории из Единого реестра органов по оценке соответствия ЕАЭС. После анализа продавцу выдается паспорт качества, где должны быть указаны наименование и местонахождение производителя, нормативные показатели содержания в нефти предельных содержаний сероводорода, хлористых солей, органических хлоридов и результаты лабораторных испытаний, единый знак обращения продукции на рынке.

Например, массовая доля сероводорода ограничена 100 млн-1, воды – 1%, органических хлоридов во фракции, выкипающей до температуры 204 °С, – 6 млн-1. Массовая доля метил- и этилмеркаптанов в сумме должна составлять не более 100 млн-1, давление насыщенных паров — 66,7 кПа.

Говорит ли это, что топливо на рынке страны станет более качественным? По словам замначальника Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при правительстве КР Расула Артыкбаева, в Кыргызстане и так сейчас качественное топливо. «С 1 июля продавцы будут представлять сертификаты соответствия требованиям техрегламента, что в очередной раз будет доказывать хорошие составы ГСМ. Местные заводы будут получать заключения в центре по стандартизации и метрологии «Кыргызстандарта», — пояснил Расул Артыкбаев.

Процветание контрафакта

Сегодня, по данным Минэкономики, главным и единственным источником поставок горюче-смазочных материалов (ГСМ) в нашу страну является Россия, поскольку Кыргызстан подписал с ней соглашение об освобождении от уплаты экспортных пошлин. Тем не менее, на рынке страны есть точки продажи контрафакта из других стран, который идет вразрез с утвержденной единой ценовой политикой и требованиями качества: справок у «нелегалов» никто не спрашивает.

Например, согласно экспертным оценкам, доля теневого оборота ГСМ в Кыргызстане в прошлом году составила около 25%. Получается, каждый четвертый литр бензина и дизельного топлива в Кыргызстане реализуется нелегально в обход уплаты налогов в государственный бюджет.

Каким образом хитрят предприимчивые продавцы, нелегально ввозя в страну ГСМ? По словам исполнительного директора Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Каната Эшатова, от уплаты налогов уклоняются путем продажи продукции без пробития кассового чека, а также через нелегальный ввоз нефтепродуктов из соседних стран под видом различных химвеществ, не попадающих под уплату акцизов и других налогов. Таким образом продавцы наживаются на налоговых издержках: ответственным налогоплательщикам приходится платить в кассу около семи сомов за каждый литр ГСМ, находящийся в цистерне, а так называемые «нелегалы» платят лишь чуть более трех сомов за литр!

«Потери бюджета только по двум видам налогов (акциз и НДС) составляют порядка трех миллиардов сомов», — подчеркнул глава Ассоциации нефтетрейдеров КР.

Однако потери бюджета мало волнуют автомобилистов, которые в свою очередь беспокоятся о насущных проблемах, касающихся их: цене, заливаемом в бак авто объеме и качестве топлива, которое, по их словам, иногда даже лучше у «нелегальных стихийных заправщиков».

«Чем отличаются контрабандные ГСМ от тех, что мы покупаем на АЗС? Налогами и техническими условиями. Много ли вы видели на свои налоги? Я был в государственной больнице лет десять назад, где получал справку для водительского удостоверения за 500 сомов. Зачем мне отдавать налог на «бесплатную» медицину, если все равно потом нужно платить? Я не знаю, какого качества топливо реально заливают в бак на АЗС, — да, это аналогично с контрабандными ГСМ, а вот сколько наливают у «ведерщика» — хотя бы можно воочию увидеть в отличие от сетевой заправки. Да и по качеству нередко «разливные» ГСМ лучше, судя по «поведению» моей машины», — написал в Diesel Forum во время жаркого спора кыргызстанский автомобилист.

Радения водителей автотранспорта ясны: уплата налоговых сборов их мало волнует, ведь они тревожатся больше о себе и своих машинах.

«Я бы понял, если бы у нас государственные деньги расходовались умно, рационально. Но реальность такова, что львиная доля бюджетных средств уходит на неэффективных чиновников. Зачем я должен платить пошлину, если эти деньги уйдут как вода в песок?» — поделился другой автомобилист.

Время сейчас такое: каждый переживает о своем кармане и зачастую готов идти незаконным путем. В борьбе с контрабандными товарами властям необходимо не только усиливать контроль и следить за нечестными предпринимателями, но и менять отношение простого люда к проводимой государственной политике. Если народ будет един и начнет поддерживать установленные порядки, тогда и топливо в стране будет безопасным, и экономика будет развиваться.

П. Васильев

Фото из Интернета

Добавить комментарий