Безналичный Бишкек: В ожидании электронного билетирования

В стране, Новости

Современный мир постепенно переходит на безналичную оплату товаров и услуг. Одни страны отказываются от наличных быстро и безболезненно, другие — консервативно побаиваются и не торопятся перенимать такую форму расчета. Кыргызстан в этой гонке не лидирует, но планирует перевести общественный транспорт на электронное билетирование. Рассмотрим, как это будет у нас и как это выглядит в других странах.

Рабочие объемы

Напомним, в Бишкеке начитывается примерно 1 200 000 жителей и гостей города, значительная часть которых пользуются общественным транспортом. В услуги по перевозке людей, по официальным данным, вовлечено около 300 автобусов и троллейбусов, а также около 3 000 микроавтобусов. Как видно, фронт работ для компании, которая займется оснащением всех транспортных средств валидаторами, огромен. Согласно данным столичной мэрии, сначала система электронного билетирования будет протестирована в троллейбусах и автобусах, а уже потом — в микроавтобусах.

Валидатор – электронное устройство, считывающее информацию с транспортной карты или транспортного приложения, производящее регистрацию факта проезда и снятия с баланса транспортной карты или транспортного приложения денежных средств, кратных стоимости поездки по действующему тарифу.

По мнению городских властей и представителей ассоциаций перевозчиков, тариф проезда в общественном транспорте в столице невысокий. В начале года муниципалитет пообещал повысить цену за услугу проезда до 10-12 сомов.

Смарт-карты

Оплачивать поездку пассажирам нужно будет при помощи специальных смарт-карт, куда будут загружаться деньги. Для удобства граждан выпустят 300-700 тысяч карт, а в транспорте установят валидаторы, в том числе ручные и мобильные. По городу будет открыто 300-500 точек продаж и центров обслуживания.

Щепетильный вопрос

Для установки всей системы и создания офиса по обработке информации с устройств, согласно тендерной документации, планируется найти инвестора на шесть лет. Подрядчик в качестве оплаты за свои услуги с каждой транзакции будет получать 75% от суммы проезда, а оставшиеся 25% пойдут в муниципальный бюджет.

Не кажется ли, что при стоимости проезда в 8-10 и даже 10-12 сомов водители будут получать ничтожно мало? Они и сейчас-то жалуются на дешевые тарифы, установленные в 2012 году, ведь за семь лет стоимость топлива и запчастей возросла. Скорее всего водители будут крайне не заинтересованы в установке системы электронного билетирования, ведь из-за нее они начнут терять деньги. К слову, целью установки этой системы является увеличение доходов и прозрачности в платежах — от этого выиграет инвестор, а вот местный бюджет и водители — вряд ли.

Отличный пример того, как водители саботировали электронное билетирование, можно рассмотреть на примере города Санкт-Петербурга, который относительно недавно перешел на безналичную оплату проезда. Так, властям северной столицы России даже пришлось создать «горячую линию», куда люди могли жаловаться на водителей, не желающих принимать карточки для проезда. В Казахстане некоторые перевозчики тоже не включали валидаторы, чтобы пассажирам не оставалось ничего, кроме как оплачивать проезд наличными — это выгоднее для водителей, когда деньги попадают прямо в руки.

Простота

Система электронного билетирования в Бишкеке будет достаточно простой, ведь у нас тариф по проезду единый во всех зонах города. В Калифорнии, например, деньги со смарт-карты или проездного билета снимаются в зависимости от расстояния между точками назначения и отправки. То есть перед поездкой валидатор фиксирует место отправки, а по окончании такой же аппарат фиксирует конечный пункт. Согласно этим данным система рассчитывает стоимость и снимает сумму с карточки.

Выгоды

Городские власти Бишкека пообещали, что стоимость проезда для владельцев смарт-карт будет ниже, чем для желающих оплачивать услугу наличными. В Санкт-Петербурге тоже есть система лояльности для тех, кто пользуется карточками. Так, в зависимости от количества поездок пассажиры получают различные скидки на проезд в общественном транспорте.

Вперед или назад?

Все течет, все меняется. В мире потребители все чаще отдают предпочтение безналичным расчетам. Это связано с простотой и удобством пользования карточками, отсутствием необходимости носить с собой деньги, возможностью получать кэшбеки (возврат процента денег при оплате картой). Развивается Интернет-торговля, совершаются денежные переводы. В прогрессивном Китае, например, многие люди вообще не носят с собой наличные, а пользуются установленным в смартфоне приложением с доступом к банковской карте. Все услуги и покупки оплачиваются при помощи гаджета в считаные секунды.

Когда Кыргызстан перейдет на безналичные расчеты — неизвестно. Для многих из нас более удобно расплачиваться наличными.

Систему электронного билетирования собираются внедрить в этом году, и уже прошел второй этап конкурса на определение подрядчика. Согласно документации, тестирование системы должно начаться не позднее трех месяцев с даты подписания договора. Но это о том, как победитель тендера установит валидаторы и выпустит карточки. А вот с водителями придется работать муниципальным властям, ведь, чтобы система электронного билетирования в общественном транспорте заработала, нужны действительно выгодные для населения и водителей мероприятия. Чтобы не просчитаться, представителям мэрии перед внедрением этого проекта надо изучить опыт других стран и понять, каким образом там заинтересовали людей перейти на безналичную оплату услуг.

П. Васильев

Фото из Интернета

Добавить комментарий