Словарь «Формулы-1»

Автоспорт, Новости

Подборка специальных терминов, используемых в автоспорте, поможет читателям газеты «АВТОгид» лучше разбираться в аспектах гонок. А начавшийся в минувшие выходные первый этап нового сезона «Формулы» — отличный повод вспомнить ключевые слова, звучащие из уст спортивных комментаторов.

Аэродинамика — поток воздуха вокруг болида или машины. Аэродинамика выполняет самую главную роль, большие потоки воздушных масс прижимают болид к полотну трассы, таким образом, гонщик может проходить повороты более уверенно. Чем выше прижимная сила, тем больше скорость и устойчивость болида в поворотах.

Антикрыло — обеспечивает не подъемную, а прижимную силу, которая позволяет проходить повороты с большей скоростью.

Апекс — ближайшая точка нахождения болида в повороте к внутренней кромке трассы.

Аэродинамическая труба — установка, используемая для искусственного моделирования потока воздуха, обтекающего болид.

Аэродинамический мешок — разряженный поток воздуха от впереди идущего болида, в который попадает позади идущий болид при максимальном приближении.

Балласт — дополнительный вес болида.

Баланс тормозов — изменение в процентном соотношении тормозного усилия между передними и задними тормозами.

Беруши — наушники для радиосвязи.

Бокс — гараж команды «Формулы-1». Помещения, расположенные на пит-лейн, в которых во время Гран-При располагаются болиды, а также хранится все оборудование команд.

Большой шлем — выигранная квалификация, гонка, быстрый круг и лидирование от старта до финиша.

Быстрый круг — самый лучший круг, поставленный гонщиком во время гонки.

Внешний радиус — траектория, проходящая ближе к внешней части поворота.

Внутренний радиус — траектория, проходящая ближе к внутренней части поворота.

Гравийная ловушка — находится за пределами трассы и служит для максимально возможного гашения скорости болида при вылете с трассы.

Гран-При — большой приз. Название этапа Чемпионата мира.

Грязная траектория — часть трассы вне накатанной траектории движения болидов.

Дефлектор — аэродинамический элемент, предназначенный для упорядочивания воздушного потока перед боковым воздухозаборником.

Дождевая резина — резина для дождевой гонки со специальным рисунком протектора.

Дубль — две машины из одной команды, пришедшие на двух первых местах.

Дуга безопасности — дуга над головой гонщика, служащая для защиты головы, конструкция и прочность которой четко регламентированы.

Забрало — стекло шлема, закрывающее лицо гонщика.

Закрытый парк — помещение для содержания всех болидов после квалификации до начала гонки.

Избыточная поворачиваемость — эффект, во время которого колеса болида поворачиваются на больший угол, чем задается рулем.

Карбон — углеродистое волокно.

Квалификация — определение позиций гонщиков на стартовом поле до гонки.

Кокпит — часть болида, в которой располагается сам гонщик. Пилоту должно быть максимально удобно, ведь кокпит очень тесен, а находиться там приходится не один час. При аварии кокпит должен максимально оберегать пилота.

Контролируемый (управляемый) занос — прохождение поворота со срывом всех колес, при котором пилот полностью контролирует движение болида.

Классификация — список всех пилотов, финишировавших в гонке. Также пилот будет классифицирован, если отстал не более чем на 10% от лидера гонки.

Комиссар гонки — человек, следящий во время Гран-При за исполнением правил FIA.

Конструктор — изготовитель, команда.

Круговой — пилот, которого обгоняют на круг и более.

Краш-тест — тест прочности конструкции болида в соответствии с техническим регламентом.

Кубок Конструкторов — разыгрывается между командами, участвующими в чемпионате мира.

Киль — передняя часть днища болида.

Маршал — маршалы располагаются вокруг трассы, в их обязанности входит забота о безопасности: эвакуация болидов из опасных зон, предупреждение пилотов флагами о помехе и опасности на трассе.

Механик — выполняет функцию ремонта машины и замены некоторых деталей во время пит-стопа и тестов.

Мокрая резина — шины для мокрого полотна трассы. Если дождь пока не сильный, то можно спокойно ставить этот тип.

Монокок — несущая конструкция весом в 43 кг. К монококу крепятся все остальные узлы машины.

Моторхоум — передвижной «дом на колесах», в котором на время Гран-При располагается пресс-центр команды, а также столовая, тренажерный зал, комната отдыха и все необходимое для команды на время ГП.

Недостаточная поворачиваемость — эффект, во время которого колеса болида поворачиваются на меньший угол, чем задающийся рулем.

Обтекатель — важный элемент аэродинамики, служащий для более гладкого обтекания воздушного потока.

Отбойник — ограждение из стальной ленты, препятствующее вылету болида с трассы.

Очковая зона – зона, в которой гонщик получает очки по окончании гонки. На данный момент с первого по десятое.

Паддок — находится позади пит-лейна, место, где располагаются моторхоумы команд и где гонщики общаются с прессой.

Пелетон — все болиды на трассе.

Пит-лейн — участок трассы, по которому болиды подъезжают к боксам. Скорость по пит-лэйну ограничена (на узких трассах — 80 км/ч, на широких трассах — 100 км/ч).

Пит-стоп — остановка гонщика в боксах для смены резины.

Понтон — расположен за передними колесами, служит для устойчивости машины в повороте.

Поребрик — полосатый бордюр по внешнему либо внутреннему радиусу поворота.

Поул-позиция (обычно говорят «поул-позишн») — позиция первого пилота на старте гонки.

Прогревочный круг — один круг перед стартом гонки. Это сделано для того, чтобы прогреть резину и тормоза.

Промежуточная резина — используется при легком дожде, а также на подсыхающей трассе.

Псевдослик — резина с обратным рисунком протектора.

Пузырение — перегрев резины, из-за которого покрышка начинает распадаться.

Пейс-кар — машина безопасности, которая двигается перед пелетоном в случае приостановки гонки. Перед тем, как пилоты уйдут на прогревочный круг, пейс-кар проезжает круг в целях проверки безопасности трассы.

Регламент — список основных правил, утвержденных FIA.

Рестарт — повторный старт гонки.

Свободные заезды — заезды, где пилоты могут настроить болиды для квалификации и гонки.

Слики — шины с гладкой и липкой поверхностью, предназначенные для сухих трасс. Обеспечивают максимальное сцепление колес с трассой.

Срыв заднего моста — срыв задних колес болида, при котором пилоту приходится выравнивать машину.

Стартовая решетка — разметка на полотне трассы, где пилоты занимают свои места, соответствующие результатам квалификации.

Стюард — его обязанности: штрафы, проверка болидов после квалификации и после гонки.

Тест-пилот — пилот, занимающийся тестовой работой в команде, также это третий пилот команды на случай отсутствия одного из основных пилотов.

Технический регламент — список жестких ограничений, которым должны соответствовать все болиды.

Траектория – путь, по которому движется болид.

Угол атаки антикрыла – угол, на который разворачивают крыло относительно воздушного потока.

Фальстарт — движение болида, прежде чем погасли огни светофора.

ФИА (FIA) — Международная автомобильная федерация.

Флаги — при помощи флагов гонщику передается необходимая информация.

Цвета флагов и их значение:

— зеленый флаг — конец опасной зоны;

— красный флаг – полная остановка гонки;

— сний флаг – сзади болид, который на круг впереди;

— белый флаг — впереди очень медленная машина;

— желтый флаг — опасность на трассе;

— полосатый желто-красный флаг — на трассе опасная ситуация, это может быть масло, обломки, гравий или дождь, если он идет на одном участке трассы;

— черный флаг — дисквалификация пилота;

— клетчатый флаг – финиш.

Хет-трик — выигранная квалификация, гонка, быстрый круг в гонке.

Чистый воздух — поток воздуха, который не был нарушен недавно прошедшим автомобилем.

Шасси — на шасси устанавливаются двигатель, подвеска, аэродинамические элементы.

Шикана — резкий поворот или последовательность поворотов, предназначенных для замедления болида.

Шпилька — поворот радиусом 180 градусов.

Штаб-квартира — база команды.

Элерон — аэродинамический элемент.

Эска — S-образный поворот.

Продолжение следует в ближайших номерах…

Материал подготовил Б. Байбосунов

Добавить комментарий