Словарь «Формулы-1»
Подборка специальных терминов, используемых в автоспорте, поможет читателям газеты «АВТОгид» лучше разбираться в аспектах гонок. А начавшийся в минувшие выходные первый этап нового сезона «Формулы» — отличный повод вспомнить ключевые слова, звучащие из уст спортивных комментаторов.
Аэродинамика — поток воздуха вокруг болида или машины. Аэродинамика выполняет самую главную роль, большие потоки воздушных масс прижимают болид к полотну трассы, таким образом, гонщик может проходить повороты более уверенно. Чем выше прижимная сила, тем больше скорость и устойчивость болида в поворотах.
Антикрыло — обеспечивает не подъемную, а прижимную силу, которая позволяет проходить повороты с большей скоростью.
Апекс — ближайшая точка нахождения болида в повороте к внутренней кромке трассы.
Аэродинамическая труба — установка, используемая для искусственного моделирования потока воздуха, обтекающего болид.
Аэродинамический мешок — разряженный поток воздуха от впереди идущего болида, в который попадает позади идущий болид при максимальном приближении.
Балласт — дополнительный вес болида.
Баланс тормозов — изменение в процентном соотношении тормозного усилия между передними и задними тормозами.
Беруши — наушники для радиосвязи.
Бокс — гараж команды «Формулы-1». Помещения, расположенные на пит-лейн, в которых во время Гран-При располагаются болиды, а также хранится все оборудование команд.
Большой шлем — выигранная квалификация, гонка, быстрый круг и лидирование от старта до финиша.
Быстрый круг — самый лучший круг, поставленный гонщиком во время гонки.
Внешний радиус — траектория, проходящая ближе к внешней части поворота.
Внутренний радиус — траектория, проходящая ближе к внутренней части поворота.
Гравийная ловушка — находится за пределами трассы и служит для максимально возможного гашения скорости болида при вылете с трассы.
Гран-При — большой приз. Название этапа Чемпионата мира.
Грязная траектория — часть трассы вне накатанной траектории движения болидов.
Дефлектор — аэродинамический элемент, предназначенный для упорядочивания воздушного потока перед боковым воздухозаборником.
Дождевая резина — резина для дождевой гонки со специальным рисунком протектора.
Дубль — две машины из одной команды, пришедшие на двух первых местах.
Дуга безопасности — дуга над головой гонщика, служащая для защиты головы, конструкция и прочность которой четко регламентированы.
Забрало — стекло шлема, закрывающее лицо гонщика.
Закрытый парк — помещение для содержания всех болидов после квалификации до начала гонки.
Избыточная поворачиваемость — эффект, во время которого колеса болида поворачиваются на больший угол, чем задается рулем.
Карбон — углеродистое волокно.
Квалификация — определение позиций гонщиков на стартовом поле до гонки.
Кокпит — часть болида, в которой располагается сам гонщик. Пилоту должно быть максимально удобно, ведь кокпит очень тесен, а находиться там приходится не один час. При аварии кокпит должен максимально оберегать пилота.
Контролируемый (управляемый) занос — прохождение поворота со срывом всех колес, при котором пилот полностью контролирует движение болида.
Классификация — список всех пилотов, финишировавших в гонке. Также пилот будет классифицирован, если отстал не более чем на 10% от лидера гонки.
Комиссар гонки — человек, следящий во время Гран-При за исполнением правил FIA.
Конструктор — изготовитель, команда.
Круговой — пилот, которого обгоняют на круг и более.
Краш-тест — тест прочности конструкции болида в соответствии с техническим регламентом.
Кубок Конструкторов — разыгрывается между командами, участвующими в чемпионате мира.
Киль — передняя часть днища болида.
Маршал — маршалы располагаются вокруг трассы, в их обязанности входит забота о безопасности: эвакуация болидов из опасных зон, предупреждение пилотов флагами о помехе и опасности на трассе.
Механик — выполняет функцию ремонта машины и замены некоторых деталей во время пит-стопа и тестов.
Мокрая резина — шины для мокрого полотна трассы. Если дождь пока не сильный, то можно спокойно ставить этот тип.
Монокок — несущая конструкция весом в 43 кг. К монококу крепятся все остальные узлы машины.
Моторхоум — передвижной «дом на колесах», в котором на время Гран-При располагается пресс-центр команды, а также столовая, тренажерный зал, комната отдыха и все необходимое для команды на время ГП.
Недостаточная поворачиваемость — эффект, во время которого колеса болида поворачиваются на меньший угол, чем задающийся рулем.
Обтекатель — важный элемент аэродинамики, служащий для более гладкого обтекания воздушного потока.
Отбойник — ограждение из стальной ленты, препятствующее вылету болида с трассы.
Очковая зона – зона, в которой гонщик получает очки по окончании гонки. На данный момент с первого по десятое.
Паддок — находится позади пит-лейна, место, где располагаются моторхоумы команд и где гонщики общаются с прессой.
Пелетон — все болиды на трассе.
Пит-лейн — участок трассы, по которому болиды подъезжают к боксам. Скорость по пит-лэйну ограничена (на узких трассах — 80 км/ч, на широких трассах — 100 км/ч).
Пит-стоп — остановка гонщика в боксах для смены резины.
Понтон — расположен за передними колесами, служит для устойчивости машины в повороте.
Поребрик — полосатый бордюр по внешнему либо внутреннему радиусу поворота.
Поул-позиция (обычно говорят «поул-позишн») — позиция первого пилота на старте гонки.
Прогревочный круг — один круг перед стартом гонки. Это сделано для того, чтобы прогреть резину и тормоза.
Промежуточная резина — используется при легком дожде, а также на подсыхающей трассе.
Псевдослик — резина с обратным рисунком протектора.
Пузырение — перегрев резины, из-за которого покрышка начинает распадаться.
Пейс-кар — машина безопасности, которая двигается перед пелетоном в случае приостановки гонки. Перед тем, как пилоты уйдут на прогревочный круг, пейс-кар проезжает круг в целях проверки безопасности трассы.
Регламент — список основных правил, утвержденных FIA.
Рестарт — повторный старт гонки.
Свободные заезды — заезды, где пилоты могут настроить болиды для квалификации и гонки.
Слики — шины с гладкой и липкой поверхностью, предназначенные для сухих трасс. Обеспечивают максимальное сцепление колес с трассой.
Срыв заднего моста — срыв задних колес болида, при котором пилоту приходится выравнивать машину.
Стартовая решетка — разметка на полотне трассы, где пилоты занимают свои места, соответствующие результатам квалификации.
Стюард — его обязанности: штрафы, проверка болидов после квалификации и после гонки.
Тест-пилот — пилот, занимающийся тестовой работой в команде, также это третий пилот команды на случай отсутствия одного из основных пилотов.
Технический регламент — список жестких ограничений, которым должны соответствовать все болиды.
Траектория – путь, по которому движется болид.
Угол атаки антикрыла – угол, на который разворачивают крыло относительно воздушного потока.
Фальстарт — движение болида, прежде чем погасли огни светофора.
ФИА (FIA) — Международная автомобильная федерация.
Флаги — при помощи флагов гонщику передается необходимая информация.
Цвета флагов и их значение:
— зеленый флаг — конец опасной зоны;
— красный флаг – полная остановка гонки;
— сний флаг – сзади болид, который на круг впереди;
— белый флаг — впереди очень медленная машина;
— желтый флаг — опасность на трассе;
— полосатый желто-красный флаг — на трассе опасная ситуация, это может быть масло, обломки, гравий или дождь, если он идет на одном участке трассы;
— черный флаг — дисквалификация пилота;
— клетчатый флаг – финиш.
Хет-трик — выигранная квалификация, гонка, быстрый круг в гонке.
Чистый воздух — поток воздуха, который не был нарушен недавно прошедшим автомобилем.
Шасси — на шасси устанавливаются двигатель, подвеска, аэродинамические элементы.
Шикана — резкий поворот или последовательность поворотов, предназначенных для замедления болида.
Шпилька — поворот радиусом 180 градусов.
Штаб-квартира — база команды.
Элерон — аэродинамический элемент.
Эска — S-образный поворот.
Продолжение следует в ближайших номерах…
Материал подготовил Б. Байбосунов