Что важно знать о моторном масле?

Вопрос-ответ, Мы и автомобиль, Полезное

Поговорим о такой важной теме, как моторное масло. Какое по вязкости масло лучше заливать, и надо ли его менять по сезону? Автовладельцы знают, что вязкость масла зашифрована символами типа «SAE 10W-40». Что это значит? Рассмотрим все по порядку.

Вязкость и цифры

О вязкости масла говорят самые заметные цифры на канистре или банке — это классификация вязкости по SAE. Спецификация SAE является международным стандартом общества инженеров-автомобилистов, который регламентирует вязкость масел. Две цифры, разделенные буквой W, обозначают, что масло всесезонное.

Первые цифры указывают на минимальную отрицательную температуру, при которой двигатель можно провернуть. Например, у масла 0W‑40 нижний температурный порог равен -35ºС, а у 15W‑40 он составляет -20ºС. Число после дефиса говорит о допустимом диапазоне изменения вязкости масла при 100ºС. Так, для «тридцатки» вязкость может меняться в диапазоне от 9,3 до 12,5 сСт (сантистокс — единица измерения вязкости), для «сороковки» — от 12,5 до 16,3 сСт. Если производитель допускает вилку параметров (например, 5W‑30 или 5W‑40), то для новых машин лучше брать 5W‑30 и немножко выиграть в расходе топлива. А для «пожилых» — 5W‑40. Почему так? У новых двигателей нет износа, все зазоры минимальны, поэтому подшипники работают нормально и при меньшей вязкости. А вот при больших износах несущую способность компенсируют ростом вязкости.

Классы по буквам

О классе качества масла говорят обозначения SM, SN, СJ, CF. Так обозначают качество масел согласно американской классификации API. Этот индекс состоит из двух букв. Первая определяет тип двигателя: S (Service Station) — бензиновые двигатели, или C (Commercial) — дизели.

Вторая (от A до N) информирует об уровне эксплуатационных свойств. Обозначение может быть «дробью», тогда масло подходит для бензиновых и дизельных двигателей. Чем дальше последняя буква от начала алфавита, тем лучше масло. Сегодня самый высокий класс — SN/СF. Это масло можно использовать вместо любого другого. Обозначения вроде АСЕА А3/В4 также говорят о качестве масла, но по другой классификации — европейской. Часто они полностью дублируют классификацию по API. Например, обозначения А3/В3/В4 равнозначны индексам SN/CF классификации API.

Сезонность

Следуя подобным советам, вы избавитесь от проблем запуска двигателя зимой, а также от негативных последствий для двигателя, которые обычно происходят при использовании класса вязкости к несоответствующему сезону.

При запуске двигателя необходимо затратить время для того, чтобы масляный насос смог прокачать масло по всем его частям. В это время двигатель работает в режиме масляного «голодания», и в этот промежуток времени резко возрастают износ и трение. Поэтому чем больше масло способно сохранять текучесть при наименьших температурах, тем быстрее масляный нанос прокачает ее по всей системе и обеспечит защиту двигателя.

В этом отношении лучшими является моторное масло «0W». Если речь идет о выборе летнего класса, то необходимо отметить, что многие производители рекомендуют заливать масло класса «40» по SAE.

Высокая тепловая напряженность в новых двигателях внутреннего сгорания и присутствие высоких температур, скоростей сдвига, удельных давлений в различных «областях» двигателя могут пагубно повлиять на агрегат. В жестких условиях маслу необходимо сохранять вязкость, достаточную для того, чтобы образовалась масляная пленка, и снизить пар трения.

Следите за системой охлаждения и топливными системами мотора и подбирайте качественное масло, которое подходит не только по сезону и климату, но и стилю вашего вождения.

Материал подготовил Т. Баятов

Добавить комментарий