Какой привод ГРМ лучше — ремень или цепь? 

Вопрос-ответ, Полезное

Для начала следует разобраться, что такое ГРМ на двигателях внутреннего сгорания и из чего он состоит? ГРМ – это газораспределительный механизма мотора, и состоит он из трех основных компонентов. 

В состав ГРМ входят:

Клапаны. Они впускают в камеры сгорания мотора топливовоздушную смесь и выпускают из нее продукты сгорания. Клапаны расположены в головке блока цилиндров.

Распределительный вал. Он отвечает за периодичность фаз газораспределения, заставляя клапаны открываться и закрываться. Распределительный вал находится в головке цилиндров.

Привод распределительного вала. Он передает крутящий момент с коленчатого вала на распределительный вал. Привод располагается как раз между первым и вторым соответственно.

Цепь в ГРМ: достоинства и недостатки 

Несмотря на то, что сегодня в большинстве случаев в конструкции этого привода ГРМ используется однорядная цепь, его считают более предпочтительным, чем ременной привод. К основным достоинствам цепи ГРМ можно отнести долговечность и надежность. Изготовленная из прочной стали цепь практически не подвержена механическим повреждениям, она стойко переносит перепады температур и прочие погодные катаклизмы. Для двигателя с цепным приводом ГРМ такая поломка, как загиб клапанов, не характерна, хотя иногда и случается, когда автовладелец не реагирует на тревожные сигналы со стороны растянутой цепи – дребезжание, которое сложно не расслышать даже при очень громкой работе двигателя.

Ресурс работы цепи в приводе газораспределительного механизма исчисляется в 100 000 или 200 0000 километров. При приближении к таким значениям пробега автомобиля настоятельно рекомендуется проверить состояние цепи, натяжителей и успокоителей. Если выявится растянутая цепь или изношенные ролики – значит, нужна замена.

Цепь в ГРМ: недостатки 

А теперь остановимся на недостатках цепного привода ГРМ. Их больше, чем преимуществ, но они не перевешивают главных достоинств механизма такого типа.

Сложность конструкции. Состояние цепи сложно оценить визуально, просто открыв капот, так как она находится в головке блока цилиндров и в самом блоке.

Когда наступает срок проверки степени изношенности звеньев цепи или натяжителей, успокоителей и ограничительного пальца, приходится совершать ряд трудоемких операций по разборке и последующей сборке головки блока и блока цилиндра. Только этот способ диагностики считается самым достоверным.

Большая масса. Металлическая цепь добавляет лишние килограммы к весу двигателя, что напрямую влияет не только на динамику автомобиля, но и на такой важный показатель, как расход топлива.

Шумность. Даже новая, хорошо натянутая цепь издает при работе ощутимый шум, который (особенно на дизельных двигателях) можно заглушить, применив довольно плотные шумоизоляционные материалы моторного отсека.

Дорогое обслуживание. Стоимость цепи и других деталей привода довольно высока, а работа по их замене может обойтись владельцу машины с двигателем с цепным приводом ГРМ «в копеечку».

Ремень в ГРМ: плюсы и минусы

В противовес цепному приводу газораспределительного механизма, ременной привод обладает рядом положительных свойств, благодаря которым и получил столь широкое распространение в современном двигателестроении.

К его очевидным плюсам относятся:

Простота конструкции. Ременной привод не нуждается в смазке, а его механизм состоит из деталей, которые легко заменить, не прибегая к помощи специалистов.

Легкий вес. Ремень изготавливается из стекловолокна и неопрена, которые обладают небольшой массой.

Вместе с легковесными роликами и шкивами ременной привод ГРМ позволяет снизить массу двигателя, что положительно сказывается на динамике автомобиля и топливном «аппетите» его силового агрегата.

Тихая работа. Эластичный ремень не издает шума, характерного для металлической цепи, благодаря чему обеспечивается акустический комфорт в салоне автомобиля.

Бюджетность. Стоимость ремня и других деталей такого привода намного ниже, чем цепи и других элементов механизма ГРМ. Простая конструкция привода обеспечивает доступ ко всем его элементам, что снижает затраты на обслуживание ГРМ.

Наряду с такими положительными качествами у ремня ГРМ имеется одно отрицательное свойство – несмотря на кажущуюся прочность конструкции, он подвержен непредвиденным разрывам. Как правило, это происходит из-за скорого износа ремня или деталей привода под воздействием высоких или низких температур, загрязнения его поверхности или работы двигателя с повышенной нагрузкой.

Ресурс работы ремня по регламенту многих автопроизводителей не превышает 50 000 – 60 000 километров. Именно на таком пробеге специалисты рекомендуют заменить все движущиеся части механизма. Кроме того, требуется регулярная (раз на 10 000 километров пробега) проверка состояния ремня.

Если проигнорировать такую проблему, то в результате обрыва ремня у двигателя могут погнуться клапаны, а это в свою очередь чревато дорогостоящим ремонтом.

Напоследок хочется посоветовать: какому бы типу привода ГРМ вы не отдавали предпочтение, периодически проводите проверку состояния цепи или ремня и при необходимости заменяйте изношенные детали этого узла на новые.

Материал подготовил Т. Баятов

Добавить комментарий