Как закаляются «автодорожники»

Мы и автомобиль

В автомобильно-дорожном колледже им. К. Кольбаева два отделения – автомобильное и дорожное. Заведующий первым — Акматкалый Арымбаев — рассказал «АВТОгиду», чему и как учат студентов на факультете, какие перспективы у выпускников и, конечно же, о проблемах колледжа.

Акматкалый Арымбаев пришел на работу в автомобильно-дорожный колледж в 1997-м, когда в очередной раз сменилось название. В этом году у Арымбаева, как и у самого учебного заведения, будет свой юбилей – уже 20 лет, как он посвящает свою жизнь студентам и их профессиональному образованию.

Автомобильное отделение – самое большое в колледже, и почти треть студентов всего заведения числится именно на нем. Здесь студенты учатся по четырем направлениям: «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования», «Автосервис на транспорте» и «Электрооборудование в автомобиле».

«Недавно у нас появилось новое направление — «Электрооборудование в автомобиле», и оно оказалось очень популярным. В последние годы именно на него абитуриенты чаще всего подают документы. Ажиотаж объясняется тем, что сейчас большинство автомобилей содержат электронику, за которой нужно тщательно следить. Есть спрос — должно быть и предложение», — рассказывает Акматкалый Арымбаев.

За значительные результаты по внедрению эффективных методов менеджмента качества колледж в 2014 году получил премию в номинации «Образование». Директор колледжа Асылбек Алымкулов активно занимается усовершенствованием кабинетов и их оснащением, несмотря на то, что учебное заведение постепенно переходит на самофинансирование.

Для студентов обустроен большой цех фрезерных станков, постепенно руководство оснащает лабораторные кабинеты макетами и скоро откроет свой диагностический центр.

«Недавно колледж получил внушительный грант от Азиатского банка для создания центра диагностики. Здание уже готово, в нем сделали ремонт, и уже совсем скоро его оборудуют – установят подъемники, завезут новые компьютеры. Студентам будет очень удобно там заниматься», — пояснил заведующий автомобильным отделением.

Как оказалось, после распада СССР в техникум перестали поступать учебные материалы и макеты, поэтому какое-то время приходилось объяснять студентам устройство автомобиля практически «на пальцах» — выкручивались, как могли. И руководству колледжа пришла в голову идея привлечь к оснащению кабинетов самих студентов выпускных курсов.

«Мы подумали: «А что если студенты, которые защищают свои дипломы, будут делать не только чертежи на бумаге?» Например, в Китае инженеры-выпускники обязательно что-то изобретают к сдаче диплома, создают какую-нибудь новинку. Идея понравилась, ее попробовали реализовать и поняли, что кабинеты потихоньку стали пополняться полезными образцами и макетами», — подчеркнул Арымбаев.

Теперь для студентов младших курсов в каждом кабинете есть модели и детали в разрезах, на которых им можно учиться.

Заведующий автомобильным отделением также отметил: несмотря даже на то, что у техникума есть свое оборудование, оснащенные плакатами и телевизорами кабинеты, цех и новенький диагностический центр, студентам все же не стать квалифицированными специалистами только благодаря усилиям преподавателей. Поэтому у ребят есть практические занятия.

«Пока студент самостоятельно не разберет деталь и не попробует ее поместить в автомобиль или извлечь оттуда, он ничему по-настоящему не научится. Поэтому учебный план предусматривает несколько практик, длящихся от двух недель до полутора месяцев», — рассказал он.

Так, студенты проходят практику на крупных автобазах: в ЗАО «Кумтор», компании «Шоро», на государственных станциях технического обслуживания. Однако никто им не запрещает попрактиковаться там, где они хотят. Достаточно принести ходатайство от руководства компании о том, что они желают взять студента к себе на практику.

Выпускники получают возможность учиться не только в вузах Кыргызстана, но и в России. Есть договоры об их приеме с вузами Костромы, Омска и Томска. Сейчас уже около 50 человек из «автодорожного» учатся там – их обеспечивают общежитием, работой и даже платят небольшую стипендию.

Хотя, как и в каждом учебном заведении, не все выпускники поступают в вуз по специальности, полученной в колледже. Кто-то становится юристом, кто-то дипломатом, экономистом.

Недавно в колледже организовали кружок для студентов, где они во главе с заведующим автомобильным отделением Акматкалыем Арымбаевым сделали макет двигателя из подручных средств. Устройство получило патент и сертификат «дизельного четырехтактного двигателя».

«На макете студенты могут посмотреть, как в двигатель поступает топливо, как оно возгорается. Это показано лампочками. Сейчас устройство работает на двух скоростях: на малых и на больших оборотах. В перспективе мы собираемся сделать еще несколько таких моделей и в итоге потихоньку создадим точный макет автомобиля, имеющий все запчасти», — рассказал Арымбаев.

Сейчас в сфере образования нашей страны много проблем, есть они и в автомобильно-дорожном колледже.

Во-первых, сильно «подкосил» переход на самофинансирование: все меньше и меньше денег поступает из республиканского бюджета. Из-за этого приходится сокращать штат преподавателей, которые годами работали со студентами.

Еще немаловажную роль играет то, что отдельные школы слабо готовят учеников, поэтому к моменту поступления у абитуриентов крайне низкий уровень общеобразовательных знаний. А это все вытекает в то, что не подготовленных к профессии студентов сложнее обучать. К тому же, есть и проблема, связанная с трудностями языковых переводов. Многие студенты приезжают на учебу из регионов, из Таджикистана – с ними приходится работать вдвое усерднее, ведя лекцию одновременно на кыргызском и русском языках.

Но заведующий автомобильным отделением Акматкалый Арымбаев не отчаивается и уверен, что скоро все должно наладиться. Весной он планирует провести мастер-класс для выпускного курса, где сам расскажет студентам, как собирать двигатель кривошипно-шатунного механизма. А осенью будет грандиозное празднование 60-летия колледжа, к которому студенты и преподаватели уже начали готовиться!

О. Башкирова

Добавить комментарий