Уникальная коллекция антикварных автомобилей в Мюлузе

Мы и автомобиль

Как ни странно, но самая обширная автомобильная коллекция Франции расположена не в Париже, а в относительно небольшом промышленном городе Мюлуз. Коллекция раритетных автомобилей прославленного бренда Bugatti, представленная в этом автомобильном музее, не имеет себе равных по количеству и ценности не только во Франции, но и во всем мире. В целом в музее экспонируется свыше 500 моделей авто различных европейских марок, среди которых несколько экземпляров являются самыми дорогими автомобилями на земле. 

Хотя автомобильный музей в Мюлузе и носит почетный статус Национального, заслуга в его создании по большому счету принадлежит частному коллекционеру Фрицу Шлумпфу. Удачный промышленник, ведший бизнес на пару с братом Гансом, в середине 1930-х годов был активным фанатом различных автогонок и ралли. В один из дней Фриц Шлумпф решил принять участие в гонках, для чего приобрел себе элегантный автомобиль Bugatti Type 35B, с которого собственно и началась история коллекции.

В послевоенные годы Шлумпф продолжил скупать раритетные автомобили, для чего даже были наняты специальные агенты, искавшие владельцев редких и старинных машин по всей Европе. Наиболее удачливым для Фрица был период 1961-63 годов, когда коллекция пополнилась более чем на сотню автомобилей. Некоторые авто Шлумпф покупал непосредственно у производителей, среди которых числятся такие прославленные бренды, как Ferrari, Gordini, Mercedes-Benz и другие. Иногда ценные находки коллекционеру встречались на аукционах, и тогда Шлумпф за понравившийся автомобиль предлагал суммы, в десятки раз превышающие первоначальную цену, чтобы заполучить еще один экспонат для своего фантастического собрания.

Сейчас это кажется невероятным, но о коллекции Франца Шлумпфа почти никто не знал, поскольку владелец хранил свои сокровища на складе текстильной фабрики, которую приобрел с братом в 1957 году. В начале 1960-х, когда коллекция достигла уже внушительных размеров, Фриц стал задумываться о создании настоящего музея. Почти 10 лет велась работа над подготовкой автомобилей к показу, реконструировался главный корпус фабрики. Для будущего музея готовились поистине королевские помещения – площадь занимала около 17 тысяч кв. м, а сам зал был украшен 900 светильниками, копирующими фонари на мосту Александра III в Париже.

Но по иронии судьбы, когда все уже было практически готово, в Европе разразился экономический и политический кризис, ударивший и по бизнесу братьев Шлумпф. Спасаясь от кредиторов и забастовавших работников, в 1976 году братья покинули Францию и прожили остаток дней в Швейцарии. Большая часть имущества Шлумпф, признанных банкротами, ушла на выплаты долгов, но коллекции автомобилей, к счастью, государство придало статус исторической ценности, и она не была распродана в частные руки. С 1980 года собрание раритетных авто перешло в ведение Национальной ассоциации автомобильных музеев, которая выкупила коллекцию Шлумпфа за 44 млн французских франков.

В июле 1982 года музей впервые принял посетителей, и с той поры в Мюлуз стремятся попасть все поклонники антикварных автомобилей. Ежегодно на коллекцию Шлумпфа в музей, модернизированный в 2000 году, приходят посмотреть свыше 200 тысяч посетителей. Большой популярностью пользуется парад автомобилей, который устраивается музеем один раз в году.

В Национальном музее автомобилей представлены модели 107 различных фирм, среди которых несколько автопроизводителей всего в единичном экземпляре. Прогуливаясь по музею, среди многих сотен гоночных машин, солидных лимузинов, диковинных самоходных карет XIX века и других экспонатов, можно, словно на машине времени, совершить увлекательное путешествие по странам и эпохам.

В самом начале экспозиции автомузея расположены маскоты, именно так называли когда-то миниатюрные фигурки, украшавшие капоты машин. Это сейчас мы привыкли видеть на капотах авто фирменные эмблемы, а в XIX веке для украшения специально заказывали маскоты, которые имели самую разнообразную форму (гербы, улитки, животные) и выполнялись скульпторами из разных материалов (медь, сталь, серебро, хрусталь).

Настоящей жемчужиной коллекции Фрица Шлумпфа является собрание автомобилей бренда Bugatti, к которому коллекционер испытывал просто маниакальную страсть. За 20 лет ему удалось стать владельцем 123 авто от этого производителя! Но в будничной жизни Шлумпф выбрал в качестве личного автомобиля элегантный Mercedes-Benz 300 SL, прозванный также «Крылья чайки» за необычную форму дверей, поднимающихся вверх. Такой «красавец» в свое время пришелся по нраву многим знаменитостям эпохи 1950-60-х годов.

А еще в автомобильном музее в Мюлузе можно увидеть коллекцию детских авто, которые с удивительной точностью копируют оригинальные модели. Стоит ли говорить, что такие «игрушки» были по карману не каждому взрослому и принадлежали в свое время отпрыскам самых известных европейских фамилий.

Материал подготовлен И. Бойко

Добавить комментарий