ОСАГО снова переносится

В стране, Новости

Распространение коронавирусной инфекции в Кыргызстане повлияло практически на все сферы жизнедеятельности нашей страны, в том числе и на страхование. В конце июня депутаты Жогорку Кенеша утвердили законопроект для очередного переноса сроков начала работы ОСАГО. 

 Жирная точка 

Напомним, 24 июля 2015 года был принят Закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств». Его разработали для защиты прав и законных интересов потерпевших на возмещение причиненного вреда в результате ДТП, а также защиты имущественных интересов владельцев автотранспортных средств, застраховавших свою ответственность. Но на протяжении пяти лет дата вступления закона в силу неоднократно переносилась. Казалось бы, окончательная точка была поставлена 16 марта 2020 года, когда в закон были внесены очередные изменения, предусматривающие определенный график вступления закона в силу по категориям владельцев автотранспорта. Так, с 1 апреля 2020 года ответственность должна была наступить для:

— владельцев и (или) водителей автотранспортных средств, зарегистрированных в других государствах,

— автомобилей, находящихся в собственности или во владении юридических лиц, в том числе государственных органов и органов местного самоуправления;

— владельцев грузовых автотранспортных средств с общей разрешенной максимальной массой более 12 тонн;

с 1 января 2021 года:

— владельцев грузовых автотранспортных средств, с общей разрешенной максимальной массой менее 12 тонн;

— владельцев автотранспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;

с 1 января 2022 года:

— владельцев и (или) водителей автотранспортных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством КР.

Несмотря на установленные сроки, постановление правительства КР, утверждающее соответствующие подзаконные акты, в том числе Правила страхования и тарифы, так и не принято. Коронавирус стал очередным поводом для продления сроков.

«К сожалению, закон об ОСАГО не работает по сей день, и никто ничего не делает. Вернее, идет медленное «перепихивание» законопроекта об изменениях в закон от правительства в ЖК, оттуда к президенту, потом снова в ЖК. Наши неоднократные встречи и обращения показали, что правительство недооценивает важность страхования», — отметил президент ассоциации страховщиков Кыргызстана Сабырбек Молдокулов.

Он добавил, что, несмотря на пандемию, количество аварий и жертв в Кыргызстане не сокращается, а даже увеличивается. ОСАГО помогло бы решить проблему потерпевших относительно выплат компенсаций.

«Суть закона, работающего во всем мире, кроме Кыргызстана, состоит в том, что страхуется ответственность водителей перед потенциальными жертвами ДТП. То есть обеспечивается гарантия получения страховых выплат всеми гражданами, получившими ущерб. Как решается вопрос сейчас — это проблема самих потерпевших», — подчеркнул Молдокулов.

Следует отметить, что при нынешнем проекте тарифов ОСАГО будет невыгодно для страховых компаний, но именно на этот вид страхования самые большие надежды у страховщиков.

«Мы выступаем за ОСАГО, потому что для нас это борьба за идею. Во всем мире ОСАГО было локомотивом развития страхового дела. Мы надеялись через ОСАГО привить обществу культуру страхования. Меня удивляет, почему через тридцать лет рыночных отношений в стране, когда вовсю работают банковский сектор и другие финансовые институты, наше правительство до сих пор не понимает роли страхования не только в обеспечении различных гарантий для граждан и общества, но и не видит экономического потенциала страхования для государства как источника инвестиций», — удивился президент Ассоциации страховщиков КР.

Это еще не конец 

И вот наступило время очередного переноса сроков. В связи с распространением коронавирусной инфекции в Кыргызстане Госфиннадзор инициировал законопроект, чтобы снова перенести старт работы ОСАГО. Это произошло уже после того, как с первого апреля закон якобы «начал работать». Депутаты Жогорку Кенеша утвердили документ – наступление ответственности для водителей — юридических лиц начнется с 1 января 2021 года. Но даже этот усеченный и недоработанный закон, который предполагает, что пока будет страховаться только иностранный транспорт, из-за халатности не введен в действие.

В настоящее время законопроект находится на рассмотрении правительства. Будет ли он подписан и решится ли судьба ОСАГО, или же снова все спустят на тормоза – пока никому неизвестно.

Во всем мире есть, у нас – нет 

«В Кыргызстане ситуация абсурдная. В прошлом году ввели штрафы за отсутствие страховки и тут же сотрудников ГУОБДД лишили права проверки страховых полисов. То есть, если будет введено даже усеченное ОСАГО, оно не будет работать, так как ни у кого нет полномочий налагать этот штраф. Зачем устанавливать какую-то ответственность, если никто не имеет права проверять наличие полисов?» — возмутился Сабырбек Молдокулов.

Пока законы не начнут работать, страхование не сможет развиться в Кыргызстане, а люди продолжат при чрезвычайных ситуациях терять деньги.

О. Башкирова

Фото из Интернета

Добавить комментарий