Стресс за рулем, или Психофизиологические факторы ДТП

В стране, Мы и автомобиль, Новости, Полезное, Статьи

В последние годы аварийность на дорогах Кыргызстана остается серьезной социально-экономической проблемой. Ее рост обусловлен увеличением «автопарка» страны и «хилым» состоянием дорожной сети, осложнен крайне низкой дисциплиной автовладельцев и сознательным несоблюдением требований безопасности дорожного движения. Все чаще звучат мнения экспертов о том, что причиной львиной доли ДТП являются психофизиологические факторы поведения автовладельцев. О новом стратегическом направлении в обеспечении безопасности на дорогах — предупреждении аварий путем повышения надежности действий водителей в экстренных ситуациях — мы поговорили с гештальт-терапевтом, преподавателем Кыргызско-Российской академии образования Виталием Пукаевым.

Психофизиология — область исследований на стыке психологии и нейрофизиологии. Она рассматривает соотношение мозга и психики, а также свойства нервной системы.

Гештальт-терапевт, преподаватель Кыргызско-Российской академии образования Виталий Владимирович Пукаев. В 1994 году он окончил Кыргызскую государственную медицинскую академию имени И. К. Ахунбаева по специальности хирургия, а в 1996 году — клиническую ординатуру. Работал хирургом в авиационном госпитале, позже — в госпитале «Микрохирургия глаза» профессора Исманкулова. Закончил Кыргызско-Российскую академию образования, потом магистратуру и ушел в психологию. Женат, имеет дочь. Водительский стаж — 32 года. В армии был водителем большого топливозаправщика. Свой автомобиль Toyota Aygo содержит в идеальном состоянии. К беспорядку на дорогах относится отрицательно.

— Виталий Владимирович, давайте начнем с разговора о стрессе и его пагубности для людей.        

— Темп современной жизни диктует свои условия: успеть, не забыть, заработать, срочно позвонить. Ежедневная гонка выматывает и подтачивает жизненные силы людей. На уровень стресса влияют и многие жизненные факторы: нехватки, проблемы на работе, неудовлетворенность собой, снижение качества жизни. На работе к вам придирается шеф, дома — ссоры с женой, размолвки с родителями и детьми… Негативные эмоции не всегда получается трансформировать: на работе не могу «послать» шефа, дома — тестя. Вот и живет человек с морем невыплеснутых эмоций и страстей внутри, которые, накапливаясь, приводят к выбросу адреналина и стрессу.

Как люди с этим справляются? По-разному! Одни держат себя в руках, независимо от жизненных неурядиц и перегрузок, другие — «расклеиваются» и не могут мобилизоваться. — К чему может привести стресс за рулем?

— В результате накопления водителем отрицательных переживаний происходит снижение психофизиологических возможностей его организма. Вы садитесь с клубком недовольства на жизнь за руль и… обрушиваете весь свой негатив на соседей по трафику, орете на пешеходов, не стесняясь в выражениях, нарушаете ПДД, не замечаете знаков, подрезаете соседей. Знакомая история? Я как врач понимаю, что ваша негативная энергия не предназначалась попавшим под раздачу людям, тем не менее свой гнев вы выплеснули на них!

Едем дальше. За рулем по телефону на повышенных тонах вы выясняете отношения с женой. Уровень гормонов в вашей крови увеличивается, и организм переходит в стрессовое состояние. Соответственно, вы уже не столь внимательны, хуже видите дорогу и помехи и плохо оцениваете окружающую действительность.

Один мой друг рассказал о таком споре с женой: «Еду я в авто, доказываю супруге, что она неправа,… открываю глаза — а я уже в больнице. Оказывается, разбил машину и свою, и чужую. А отключился всего-то на секунды!»

Особенно подобным состояниям подвержены молодые неопытные водители. Я рекомендую им быть настороже и не отвлекаться в момент вождения. Выяснить отношения с супругой можно и дома либо, если не терпится, остановив автомобиль.

Стресс за рулем возникает и в хаотичном трафике, в «стычках» с автохамами и «гонщиками», игнорирующими ПДД. Я заметил, что многие водители в ответ на автохамство пытаются догнать обидчика и ответить тем же. Зачем? Не нужно этого делать. Дам один полезный совет! Мне в подобных ситуациях помогает правило трех «Д»: дай дорогу дураку! Знаете, как это работает! Я перестал нервничать и злиться, напротив, стал хладнокровнее и спокойнее. Боритесь со стрессом, держите свои нервы в узде. Если вы чувствуете, что не владеете собой, снимите эмоциональное напряжение дыхательной гимнастикой: откиньтесь на кресле, сделайте глубокий вдох носом и медленный выдох ртом, несколько раз повторите действие. Попробуйте, помогает!

— В стрессовой ситуации реакция у водителей разная. Одни автомобилисты даже в пустячных ситуациях бледнеют и вместо педали тормоза давят на «газ», врезаясь при этом в деревья, столбы, машины, другие мобилизуются, дают правильную реакцию и предотвращают, казалось бы, неминуемое ДТП. В чем причина таких диаметрально противоположных реакций?

— Вы абсолютно правы, типы поведенческих реакций в стрессовой ситуации у людей самые разные, они зависят от психофизиологических особенностей и во многом — от интеллекта человека. Ошибки водителей, приведшие к ДТП, зачастую происходят из-за дефицита времени на принятие решения и наличия отвлекающих факторов. Это происходит, когда психофизиологические возможности человека в состоянии нервного напряжения «не дотянули» до предотвращения ДТП. Такое зачастую случается в сложных метеоусловиях — в дождь, снегопад, при плохой видимости. Зато на дорогах есть и «крепкие орешки», которым все нипочем. Они собранны, внимательны, а их стальные нервы и скорость реакции достойны особой похвалы. Это другой тип поведенческой реакции.

Теперь об IQ. Автомобилист едва не наехал на пешехода, но смог предотвратить ДТП. Как он реагирует? Его бьет нервная дрожь, он испытывает чувство вины. Ему плохо. Это реакция нормального умного человека. Водитель же с низким уровнем интеллекта, невзирая на свою вину, «обласкает» пешехода словами из ненормативной лексики и едет дальше. Эти люди — непробиваемые танки, их отличают эмоциональная тупость, жестокосердие и низкий уровень транспортной культуры. Они никогда не «парятся» по поводу аварийных ситуаций на дорогах, и упаси вас, Боже, от встреч с ними.

Как видите, поведение водителей во многом определяется базисом личностных особенностей и уровнем «социальной адаптации», которые проявляются в адекватном или агрессивном реагировании на факторы дорожной обстановки.

— Какие заболевания могут спровоцировать ДТП?

— Плохое зрение, болезни сердца, эпилепсия, предынсультные состояния. Инфаркты и инсульты за рулем — в числе наиболее частых причин ДТП в мире. К слову, не только заболевания и приступы могут спровоцировать ДТП — опасно садиться за руль усталым и невыспавшимся, а также под действием медицинских препаратов, снижающих концентрацию внимания. Водители, употребляющие медицинские препараты с сильным седативным эффектом, должны знать о том, что управлять автомобилем под их воздействием категорически нельзя! Зачастую автомобилисты принимают препараты, даже не зная об их негативном влиянии на внимание и скорость реакции при вождении автомобиля. Это, как минимум, безграмотно и как максимум — преступно.

Пункт 2.8 Правил дорожного движения Кыргызской Республики гласит:

Водителю запрещается:

— управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

Очень много ДТП совершают водители, которые не соблюдают режим сна и отдыха. Засыпая за рулем, они провоцируют аварии, которые влекут за собой тяжелейшие последствия, гибель и увечья людей.

В этой связи небольшой экскурс для автомобилистов в мир симпатического и парасимпатического отделов нервной системы. В течение дня активно работает первый, деятельный, отдел, а ночью — второй, отвечающий за отдых и расслабление. Природа все предусмотрела: организм не может быть бесконечно активным, за день происходит его истощение, а к ночи в свои права вступает отдел расслабления, и человек засыпает. «Включение» парасимпатики — это механизм самосохранения человека, восстанавливающий его жизненные силы. Вот почему вождение транспорта в состоянии длительного недосыпа очень опасно! Вовремя отдыхайте и восстанавливайте свои силы, не доводите свой организм до состояния «что воля, что неволя — все одно»! Переутомленный организм, защищая себя, в любой момент «включит» механизм расслабления, и вы уснете за рулем. Что будет потом, ясно и без слов.

— Кыргызстанские СМИ неоднократно писали о том, что пациенты психиатрических клиник получали водительские удостоверения и садились за руль.

— Здесь явно коррупционные схемы, потому что такие люди не имеют права управлять автомобилем — средством повышенной опасности. Пациенты, стоящие на психиатрическом учете, очень опасны в трафике. Больные с психическими расстройствами, имеющие водительские удостоверения, — это явно чье-то должностное преступление, которое должно караться по всей строгости закона.

В России голоса в «пользу» психофизиологических факторов ДТП звучат все громче. Есть исследования по этой теме?

— Психофизиологический фактор ДТП сложно диагностировать, но в России есть такой опыт. Предметом исследования стали психофизиологические компоненты профессиональной подготовки водителей. В результате было выявлено, что несовершенство системы подготовки водителей в области психофизиологии труда стало одной из главных причин их низкой профессиональной надежности. Обследование включало оценку функционального состояния нервной системы, зрительно-моторной реакции, индивидуальных свойств нервной системы, уравновешенности нервных процессов, внимания, личностных особенностей водителей.

Анализ показателей разделил всех участников эксперимента на три группы: «не рекомендованные» к управлению ТС в связи с низкими психофизиологическими показателями, «рекомендованные», с высокими показателями деятельности нервной системы, и «условно рекомендованные», со средними значениями параметров. Водители, относящиеся к последним двум группам, обладают хорошей концентрацией внимания, высоким уровнем психомоторной деятельности, что соответствует типологическим требованиям к водителю.

У нас в Кыргызстане такие исследования не проводятся, да и методика психофизиологического анализа причин аварий, к сожалению, тоже отсутствует.

— Значит, есть психофизиологическое обоснование срочного совершенствования системы подготовки водителей?

— Конечно! Современная система обеспечения БДД устарела, и снизить аварийность, опираясь на нее, невозможно. В этой системе основной акцент сделан на решение инженерно-технических задач, строительство дорог, совершенствование контрольно-надзорной деятельности. Безусловно, все перечисленное имеет огромное значение, но не менее важным звеном этой системы является водитель, от действий которого в первую очередь зависит предупреждение ДТП!

Опыт России показывает, что внедрение программы психофизиологической подготовки в систему обучения водителей с включением инновационных компонентов снижает количество ДТП в разы.

Учеба в кыргызстанских автошколах проходит рамках «технократического» подхода, нацеленного в лучшем случае на изучение строения автомобиля и отработку навыков управления им. У нас не обучают будущих водителей тому, как справляться со сложными стрессовыми ситуациями на дороге. Необходимо срочное внедрение программ по психофизиологической подготовке не только курсантов автошкол, но и инструкторов автошкол и специалистов по безопасности движения автопредприятий. Курсантам и их наставникам необходимы уроки психологов, которые сделают «полный расклад» психофизиологических причин ДТП и научат их предупреждать. Не мешало бы во всех автошколах страны ввести в курс обучения уроки дыхательной гимнастики и тренинги по сохранению самообладания. Я уверен, что такие меры совершенствования системы подготовки водителей при добросовестном их выполнении сократят количество ДТП. Чем выше грамотность в борьбе со стрессом, тем выше вероятность избежать ДТП. Не зря говорят: «Тяжело в учении — легко в бою».

— Как Вы считаете, возраст и гендерная принадлежность водителя сказываются на психофизиологических особенностях?

— И да, и нет. Однозначно ответить сложно. Молодость — это про то, как «смотри, как я круто гоняю»! Но юные гонщики забывают, что разогнать машину легко, а остановить сложно. Возраст — это осторожность и опыт, но вместе с тем — замедленные реакции, букет заболеваний и прочее. Женщины более подвержены стрессу, но они более аккуратны и меньше провоцируют ДТП. В них очень силен инстинкт матери, защитницы детей и членов своей семьи. Мужчины смелее, сильнее, но многие из них самонадеянны и неосторожны. Вот и попробуйте определить, кто же из них — самый неблагонадежный участник дорожного движения. Точные данные об этом может дать только научная статистика.

— Виталий Владимирович, спасибо Вам за интересную беседу. В заключение несколько слов о себе.

— Я гештальт-терапевт, и очень люблю свою работу. Лечить души людей не менее важно, чем тело, и, поверьте, гораздо труднее. Свободное от работы время я посвящаю своей семье, друзьям и увлечениям. Сейчас принимаю участие в съемках нового телепроекта. О чем он, пока секрет, но обещаю, что будет очень интересно! Первые выпуски передач можно будет увидеть в октябре на телеканале «Пятница 2.0».

В заключение хочу пожелать всем кыргызстанцам здоровья тела и крепости духа!

Беседу вела М. Евтеева

Фото предоставлены В. Пукаевым

Добавить комментарий