Опять отсрочка, или Дышите глубже серой и бензолом?!

В стране, Новости

С 12 августа, согласно техрегламенту ЕАЭС, в Кыргызстане под запрет должны были попасть продажа и заправка ГСМ низких классов, но Минэкономики попросило у ЕЭК отсрочку до 2023 года. Еще четыре года кыргызстанцы будут дышать вредными выхлопами неэкологичных «грязных» ГСМ?!

Взгляд в реальность

Только ленивый автомобилист не ругал некоторые АЗС за качество топлива. Численность населения Кыргызстана достигла шести миллионов человек. При этом, по некоторым данным, в стране зарегистрировано свыше одного миллиона автомобилей. Вдумайтесь, у каждого шестого жителя страны есть автомобиль, которому необходимо топливо, и лучше, если его качество будет соответствовать высокой цене.

В развитых странах Европы неэкологичное топливо давно под запретом. С введением Евро-5 в Европе содержание угарного газа в выхлопах дизельных двигателей сократилось на 20%, бензиновых — на 25%, а углеводородов и оксидов азота — на 25% и 20% соответственно. Ученые зарубежных стран, перешедших на стандарты топлива Евро-4 и Евро-5, фиксируют уменьшение вредных выбросов на один километр пробега в среднем на четыре грамма.

В Кыргызстане запрет на низкокачественные ГСМ должен был вступить в силу 12 августа, однако власти инициируют перенос срока действия регламента с целью защиты местных производителей топлива, что даст отечественным НПЗ и нефтетрейдерам отсрочку, а вместе с ней возможность дальнейшего загрязнения экологии.

Кыргызстан — единственная страна ЕАЭС, в которой не вступил в силу техрегламент о ГСМ. В остальных странах Союза обращение бензина и дизтоплива низких экологических классов К2 и К3 запрещено с начала 2018 года.

История вопроса

Напомним, Кыргызстану при вступлении в Евразийский экономический союз в 2015 году уже была дана отсрочка на запрет производства и реализации низкокачественных ГСМ. Четырехлетний срок — до 2019 года — был дан потому, что другим странам ЕАЭС, например, России и Казахстану, потребовалось четыре года на модернизацию нефтеперерабатывающих заводов.

По этому техрегламенту в Кыргызстане запрещено реализовывать на внутреннем рынке топливо класса ниже К4 и К5 (аналоги Евро-4 и Евро-5 соответственно) с 12 августа текущего года, а также производить такие ГСМ с августа 2021 года. Однако за четыре года НПЗ Кыргызстана так и не прошли модернизацию и вряд ли успеют сделать это к 2021 году.

Минэкономики обратилось в ЕЭК с просьбой продлить отсрочку до 2023 года, чтобы в стране можно было производить и продавать ГСМ низкого класса на внутреннем рынке, и параллельно менять оборудование. Другими словами, чтобы позволить местным НПЗ травить людей выхлопами от низкокачественного топлива на протяжении еще четырех лет! Кстати, следует отметить, что нефтетрейдерам и крупным игрокам рынка ГСМ производить модернизацию оборудования не нужно, ведь топливо для их АЗС импортируется из других стран, где оно соответствует требованиям техрегламента.

Но в Министерстве экономики аргументировали отсрочку исполнения технического регламента ЕАЭС о ГСМ до 2023 года желанием защитить отечественных производителей. «Сделано это было для поддержки отечественных производителей нефтепродуктов, потому что есть риск, что к 2021 году все требуемые преобразования на заводах не будут завершены. Если наши предприятия не успеют завершить трансформацию производства в срок, это может привести к их остановке, потере рабочих мест и снижению налоговых отчислений в республиканский бюджет», — сообщили в министерстве.

По данным Минэкономики, в республике сегодня действуют семь нефтеперерабатывающих заводов, которые сейчас ищут инвесторов для модернизации производства и выполнения требований регламента.

Больные места

Кыргызстан — единственная страна в ЕАЭС, которая не ввела техрегламент. Также у нас до сих пор не действует запрет на завоз ГСМ класса ниже К2, как это установлено в некоторых соседних странах. В результате наша республика стала точкой сбыта некачественных видов топлива, которые поставляют в страну немодернизированные малые НПЗ России и Казахстана.

Другой большой проблемой в нашей стране являются контрафактные ГСМ. Согласно экспертным оценкам, доля теневого оборота ГСМ в Кыргызстане в прошлом году составила  порядка 25%. Получается, что каждый четвертый литр бензина и дизельного топлива в Кыргызстане реализуется нелегально в обход уплаты налогов в государственный бюджет. Какое качество у этого топлива и сколько денег страна теряет из-за неуплаты налогов — тайна, покрытая мраком.

Отсталость местных НПЗ и невозможность выполнения своих обязательств — это достойный аргумент отсрочки? А в это время кыргызстанцы будут медленно, но верно лишаться самого ценного — здоровья…

Автоматизированный учет

Чтобы разобраться с учетом налогов нефтетрейдерами, правительство Кыргызстана инициировало внедрение на всех АЗС страны автоматизированной системы учета. Установка первых АСУ должна произойти в начале осени. Согласно описанию системы, ее работа будет заключаться в отслеживании количества отпущенных ГСМ.

Когда водитель оплачивает за ГСМ в кассе, после выдачи чека происходит разблокировка системы, и бензин или дизтопливо будут поступать из колонки в бак автомобиля. Данные об отпуске будут передаваться в налоговые органы по системе «ККМ-онлайн».

Во всем мире, в том числе в Китае, АСУ является самым эффективным методом уплаты налога, когда учет ведется по конечному потребителю. В Кыргызстане более 90% ГСМ продается через АЗС, поэтому контролировать их сбыт будет легко.

По данным Минэкономики, всего в Кыргызстане 925 автомобильных заправочных станций. С начала следующего года АЗС не смогут продавать ГСМ при отсутствии такой системы. Конечно, отследить оборот контрафакта не получится, но хотя бы удастся навести порядок с налогами от нефтетрейдеров. Кстати, установка одной АСУ на заправке обойдется примерно в 5 000 долларов. Как вы думаете, из чьих карманов будут взяты средства? Пожалуй, будем ждать повышения цен.

Перевозка без авто

Еще одной мерой для контроля оборота ГСМ в Кыргызстане является недавняя инициатива Минэконома по запрету на ввоз на территорию страны нефти, нефтепродуктов и биотоплива посредством автотранспорта. Запрет предлагают ввести на один год. В справке-обосновании причиной запрета называют недопущение роста теневой экономики (контрабанды) из-за резкого роста добычи и производства нефти и нефтепродуктов в соседних странах.

«Рынок ГСМ Кыргызстана находится под угрозой дестабилизации в связи с неконтролируемым перетоком нефтепродуктов, главным образом автомобильного бензина, из Казахстана. Как известно, со второй половины 2018 года в Казахстане наблюдается превышение объемов производства бензина над уровнем его потребления. Это связано с завершением модернизации казахстанских НПЗ и значительным увеличением объемов производства нефтепродуктов», — отмечается в документе.

На протяжении многих месяцев ведутся разговоры с соседями о беспошлинном импорте топлива из Казахстана. Но по сей день министерства двух стран не могут прийти к соглашению. А ведь это помогло бы частично решить проблему контрафактных ГСМ.

Экологи бьют тревогу, люди задыхаются и стараются чаще покидать город, чтобы подышать свежим воздухом. Когда же в столице и стране в целом власти будут решать актуальные проблемы и вовремя наводить порядок, руководствуясь интересами большинства?!

О. Башкирова

Фото из Интернета

Добавить комментарий