Реформа автодорожного управления

В стране, Новости

Автодороги Кыргызстана являются одним из наиболее затратных удовольствий для республиканского бюджета. На строительство и ремонт ежегодно тратится столько, что внешний госдолг растет. О методах оптимизации финансирования строительства и обслуживания автодорог страны эксперты поговорили 19 апреля на конференции «Совершенствование системы управления дорожной отраслью».

В мероприятии приняли участие министр транспорта и дорог КР Жанат Бейшенов, член коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Эмиль Кайкиев, представители аппаратов президента и правительства КР. Не обошлось без представителей главных инвесторов в строительство и обслуживание автодорог страны — Евразийской экономической комиссии, Азиатского банка развития, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, JICA, Секретариата МСД. В роли экспертов выступили сотрудники Национального института стратегических исследований, Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства юстиции, Фонда по управлению госимуществом, МВД, МТД КР, а также Академии наук, КГУСТА, КДТП.

Суть реформы

По официальным подсчетам за последние 24 года количество автомобилей в Кыргызстане увеличилось на 937%. На сегодняшний день автодорогами страны обслуживается 98% пассажирских и 96% грузовых перевозок — ежегодно перевозится до 40 млн тонн различных грузов и до 640 млн пассажиров. Объемы автомобильных грузоперевозок постоянно увеличиваются, а средний темп роста составляет до 4%. По данным анализа интенсивности движения, 75% нагрузки приходится на автотранспортные коридоры, на государственные — примерно 15%, и 10% — на местные автомобильные дороги.

Очевидно, что необходимость в качественных трассах колоссальна: из-за разбитых дорог снижается предпринимательская конкурентоспособность страны, увеличивается количество ДТП, в свою очередь автомобилями расходуется больше ГСМ, средняя скорость движения транспортного потока снижается, и это приводит к росту стоимости перевозок на 20-25%.

В течение последних 22 лет в реабилитацию и строительство автодорог вкладывались огромные финансовые ресурсы, но и их недостаточно. Дороги то и дело портятся — залатают в одном месте, а в другом уже пора чинить. По данным пресс-службы Минтранса, наша республика практически завершила реабилитацию международных транспортных коридоров, но теперь необходимо сохранить результат этих работ, качественно обслуживая трассы и делая своевременный ремонт.

«Мы предлагаем в течение последующих 4-5 лет перейти от прямого бюджетного финансирования к оплате выполненных работ. За этот период мы создадим необходимые благоприятные условия по выводу производственных дорожных организаций из прямого государственного управления и направим их в сторону акционирования. Мы считаем, что рыночные принципы управления, основанные на результате, — это стратегический вектор министерства в реформировании дорожной отрасли», — пояснил суть предлагаемой реформы министр транспорта и дорог КР Жанат Бейшенов.

Он добавил, что совершенствование системы управления дорожной отрасли в конечном итоге будет направлено на снижение коррупционных рисков и исключение конфликта интересов в осуществлении дорожной деятельности.

Среди задач Национальной стратегии развития на 2018-2040 годы указано, что необходимо ежегодно осуществлять ремонт не менее 550 километров автодорог страны, реабилитировать 500 километров автодорог международного значения.

В настоящее время управление финансами, направленными на строительство и ремонт дорог, неэффективно в основном из-за того, что нет четкого разделения функций заказчика и подрядчика. Процесс принятия решений сложный и включает в себя слишком много уровней проверки. Это приводит к тому, что непонятно, кто отвечает за использование средств, качество работы и результаты. Согласно реформе, будут разделены функции заказчика и исполнителя работ, а система будет построена по принципу: заказчик подписывает контракт с подрядчиком и дает задание — подрядчик выполняет его, а инженер по надзору проверяет выполнение. Решится и вопрос паспортизации автодорог, и будет создан банк данных, что позволит качественнее анализировать целесообразность ремонта тех или иных дорог.

Понятно, что для проведения этих работ и для поддержания инфраструктуры понадобятся ответственные руки — подрядчиков планируется выбирать из числа государственно-частных партнеров. Оплата работы будет производиться исключительно на основании безукоризненного результата проведенных работ.

Деньги

На сегодня в государстве дороги ремонтируются за счет внешнего и внутреннего софинансирования: из первого берется 74%, из республиканского бюджета — 26%. Кроме того, страна почти всегда в рамках внешнего финансирования — в 97% случаев — берет кредиты. Ввиду этого резко растет внешний долг страны, и Кыргызстан слишком сильно зависит от внешних вливаний. Безусловно, есть и положительные показатели того, что мы берем в долг ради автодорог: экономия времени на поездки выросла вполовину, сэкономлены средства на заработную плату водителям, а также на ремонт ТС. По расчетам ведомств, внешнее заимствование финансирования окупается в среднем на 55-60%.

Чтобы получить новые источники доходов, планируется увеличить налоговые поступления в бюджет через повышение ставки акцизного налога на бензин, внедрить сбор с грузового транспорта, создать платные автодороги протяженностью 500 километров до 2025 года, а также объединить другие существующие неналоговые сборы. Для всего этого юристам придется подготовить и утвердить нормативно-правовую базу.

Страна уже вложила солидные средства в реабилитацию дорог. Для достижения устойчивого состояния дорог их содержание должно быть эффективным, своевременным и полным. Реформа дорожной отрасли позволит добиться прозрачности в использовании бюджетных средств путем разграничения функций заказчика и подрядчика, оптимизировать систему управления дорожной отраслью и привести в соответствие нормативно-правовые акты.

П. Васильев

Фото из Интернета

Добавить комментарий