Простои на границе: «Нет» контрабанде товаров

В стране, Новости

Спустя два года после длительного «стояния» грузовиков на кыргызско-казахстанской границе вновь возникли огромные очереди, состоящие в основном из груженых фур. Почему кыргызстанские водители подолгу не могли пройти таможенный контроль, мы поговорили с председателем Ассоциации перевозчиков Кыргызстана Темирбеком Мусаевичем Шабданалиевым.

Напомним, с 19 марта на кыргызско-казахстанской границе соседи усилили контроль в отношении большегрузных авто из Кыргызстана. Каждую фуру тщательно досматривали, что привело к увеличению времени простоя водителей на границе.

— Темирбек Мусаевич, что, по Вашему мнению, стало причиной задержки водителей казахстанскими инспекторами на границе?

— Ответить однозначно сложно. Изначально не было очевидных поводов для усиления контроля со стороны Казахстана за большегрузами из нашей страны. Я думаю, что власти Казахстана усилили досмотр фур на границе в целях борьбы с контрабандой. Время пропуска большегрузных авто, соответственно, увеличилось, что привело к простоям и огромным очередям.

— Таможенники тщательно проверяют сопроводительные документы, которые представляют водители. С чем это связано?

— Официально с нашей стороны необходимо два документа для сопровождения товара: контракт и товарно-транспортная накладная (CMR). В последней прописывается перечень товаров, которые по факту загружены в кузов авто. Однако таможенники выявили, что в накладной водителей из Китая может быть написано «платья женские», но по факту в коробках упакованы мужская одежда, компьютеры и прочая дорогая техника. Понятно, что эти товары должны проходить процедуру растаможивания под разными наименованиями, а не под одним — «платья женские». На самом деле на протяжении многих лет на таможенных пунктах инспекторы закрывали на эти факты глаза. На этом попались местные предприниматели в Казахстане: когда казахстанские инспекторы выявили, что в фурах находятся не только «платья», но и иные товары.

— Значит, теперь водителям необходимо срочно привести в порядок содержание накладных?

— Когда предприниматели узнали о том, что на таможне проверяют накладные и соответствие им товаров, во избежание неприятностей они остановили машины и поспешно внесли корректировки в документы. Грузовые авто, которые вошли в Казахстан с несоответствующими действительности накладными, были выявлены инспекторами и возвращены на границу. Вследствие усиления проверок предпринимателям приходится указывать в документах весь перечень товаров.

— Какие машины более тщательно досматривались?

— В 99% случаев проблема наблюдается исключительно с машинами, которые везут товар из Китая. Замечаний к товарам, произведенным на территории КР, не было, и фуры с ними проходили таможенный пункт достаточно быстро. Фуры, перевозящие товары из Китая, осматривали более тщательно. Упаковки с товаром на протяжении нескольких недель вскрывались инспекторами, и каждое наименование товара было проверено на соответствие накладной. Такой подход нельзя назвать нарушением инструкции по контролю товаров, однако это привело к простоям большегрузов по 5-6 часов. После проверки водитель должен был вновь загрузить товары и вернуться в Кыргызстан при наличии каких-либо замечаний.

— Значит, преднамеренного затягивания процедуры прохождения грузовых фур через границу не было?

— По факту не было каких-то особых задержек транспорта, просто это была длительная проверка. Если раньше на досмотр машины на таможенном посту требовалось не более пятнадцати минут, то сейчас требуется час и более.

— Расскажите о перспективах урегулирования ситуации.

— Усилиями премьер-министра и других руководителей страны удалось договориться с казахстанской стороной, поэтому сейчас автомашины проходят проверку в прежнем режиме. Вероятно, в дальнейшем будут использоваться другие методы борьбы с движением контрабандных товаров через границу. Например, 90% товара, который отправляется в Казахстан, загружают на рынке «Дордой». Если там будет организован контроль силами кыргызстанцев, то казахстанская сторона не будет использовать затяжные методы поверки фур.

— Большое спасибо за беседу!

П. Васильев

Фото из Интернета

Добавить комментарий