Статистика как фактор снижения ДТП

В стране, Новости

Все помнят советскую комедию Эльдара Рязанова «Служебный роман», главные герои которой работают в статистическом управлении. Ирония авторов кинобестселлера коснулась не только сюжетной линии, образов главных героев и их диалогов, но и самого управления, где царили исключительно цифры. В реальности же без статистики сейчас никуда — это наука, искусство и мощный фундамент для практики. Даже в виртуальной жизни счетчики посетителей и другие статистические инструменты указывают на то, что сбор данных очень важен и пригодится при принятии будущих решений.

Статистика на службе обществу

18 марта в Бишкеке состоялась конференция «Значение сбора статистических данных для повышения безопасности пешеходов». В семинаре приняли участие более двадцати человек — представители ГУОБДД, столичного муниципалитета, Минтранса, эксперты из НПО, представители СМИ. Почетным гостем стал советник по дорожному администрированию (СДА) Японского агентства по международному сотрудничеству JICA Ямамото Хироюки.

С приветственным словом выступила директор ОО «Дорожная безопасность» Чинара Касмамбетова. Она рассказала о результатах исследований по работе со статистическими данными для проекта «Безопасность детей-пешеходов в Бишкеке».

Далее выступил начальник отдела дорожно-инженерного надзора ГУОБДД МВД КР Турусбек Абдыжапаров.

«Мы ведем сбор данных о ДТП и проводим сравнительный анализ по периодам. Наша задача — обеспечить безопасность наших людей на дорогах страны. Нам удалось сократить количество ДТП: в 2017 году произошло 6 346 ДТП, а в 2018-ом – 5 995, при этом снизились показатели погибших на 22% и получивших ранения различной степени тяжести на 5%. Наша статистика показывает, что более пятидесяти процентов ДТП — наезды на пешеходов. Мы считаем, что статистические данные имеют большое значение для повышения безопасности пешеходов», — сказал Турусбек Абдыжапаров.

Региональный директор EASST Сергей Диакону из Молдовы выступил с презентацией на тему: «Важность сбора данных о пешеходах для принятия стратегических решений». Оратор получил огромный опыт работы в дорожно-транспортной сфере, был главой дорожно-патрульной службы Молдовы и занимался ее реформой.

Региональный директор EASST Сергей Диакону из Молдовы выступил с презентацией

«Зачем собирают данные о количестве ДТП и уровне травматизма на дорогах? И почему статистические данные так важны? Во-первых, необходимо осознать проблему, социальное и экономическое бремя ДТП. Во-вторых, спланировать впоследствии стратегии и вмешательства. Разработка эффективной стратегии безопасности дорожного движения и проведение научных исследований в этом направлении невозможны без достоверных данных. Возьмем, например, «стадный инстинкт» на дорогах — игнорирование ремня безопасности. Когда выявлена статистика этого нарушения, то она помогает аргументировать важность принятия тех или иных мер. Если статистика показывает, что порядка 70% водителей и пассажиров пристегиваются ремнями безопасности, то это терпимо, а если только 10%, то принимаемые меры должны быть безотлагательными и радикальными. При этом статистика должна быть качественной и достоверной, так как на ее основе будут приниматься важные решения», — сказал Сергей Диакону.

«Качество сбора данных имеет огромное значение для общей картины дорожной ситуации. На каких перекрестках Бишкека более всего происходит аварий? Когда, летом или зимой? В светлое или в темное время суток? Есть ли поблизости школа или детское дошкольное учреждение? Какое количество пострадавших в ДТП? Их пол и возраст. Сколько погибших и получивших травмы? В каком состоянии дорожная разметка? Работал ли светофор в момент аварии? В некоторых странах в протоколах ДТП время аварии указывают вплоть до секунд, и помогает в этом система GPS. Таким образом, тщательно и детально зафиксированные данные о ДТП можно смело назвать качественными. На основе таких подробных данных можно провести анализ за какой-либо период времени и выяснить, почему некоторые перекрестки или участки дорог являются наиболее аварийно-опасными. Полученные данные можно использовать как руководство к действию для устранения причин, вызывающих аварии и гибель людей», — продолжил региональный директор EASST Сергей Диакону.

Сколько стоит жизнь человека?

Общество платит страшную цену за рюмку водки и кружку пива за рулем, за агрессивное и асоциальное вождение, за пренебрежительное отношение участников дорожного движения друг к другу. Ни огромные штрафы, ни уголовная ответственность, ни денежные компенсации от страховых компаний никогда не вернут семье и обществу самого главного — жизнь и здоровье человека.

Рабочий момент конференции

«Во многих странах активно собираются данные о «стоимости» ДТП, что вполне актуально. ДТП влекут за собой огромные материальные, финансовые и людские потери. Подсчитано, что потери от аварий в различных странах доходят до 2% ВВП. Откуда берется эта цифра? Давайте посмотрим, сколько «стоит» жизнь одного человека, попавшего в ДТП? Я приведу пример такой «формулы жизни», которая складывается из медицинских затрат, имущественных расходов, общих расходов, потери продуктов и потерь от возникших при ДТП пробок. В общей сложности эта сумма составит 375 000 долларов! Именно столько «стоит» жизнь человека в ДТП! Мало того, за цифрами огромных потерь в ВВП стоят людские страдания и безутешные семьи, навсегда утратившие своих близких людей. А их страдания ничем нельзя измерить», — продолжил Сергей Диакону.

Как улучшить качество сбора данных при ДТП патрульной милицией?

В отношении сбора данных по БДД очень важны следующие моменты: кто собирает данные, как регулярно их собирают и как эти данные управляются и делаются доступными.

  1. Необходимо разработать легкую удобную форму составления протокола ДТП.
  2. Установить электронную форму анализа данных.
  3. Обучить милиционеров менеджменту посредством проведения регулярных тренингов.
  4. Создать ресурсный центр.
  5. Установить партнерство с другими структурами, занимающимися сбором данных.

Подведение итогов

Выступления докладчиков и гостей семинара никого не оставили равнодушными, и это радует. Порой дискуссии были очень жаркими и выходили за лимиты времени. В завершение были внесены предложения и рекомендации по эффективному сбору и анализу статистических данных для выработки механизмов защиты пешеходов.

«Старые штрафы для многих лихачей дорожного движения были как укус комара, будем надеяться, что новые штрафы ударят по карману и вразумят непослушных, и статистика ДТП существенно снизится», — сказал один из участников семинара.

«Я благодарю всех участников семинара за активное участие. Для нас очень важно сейчас показать обществу истинные масштабы проблемы и потерь в ДТП в сравнении с другими социальными и экономическими проблемами», — сказала директор ОО «Дорожная безопасность» Чинара Касмамбетова.

Как улучшить качество сбора данных при ДТП патрульной милицией

Статистика не терпит приблизительности, она мощное орудие в любом споре, которое может прекратить «переливание слов из пустого в порожнее» и дать любому утверждению материальную основу. Вот почему к ней нужно отнестись с должным уважением и научиться использовать ее во благо общества.

Р.S. В Молдове запущен проект «Доброе кресло», цель которого — передать многодетным семьям детские автокресла. Кампанию поддержал спикер молдавского парламента, посол по безопасности дорожного движения Молдовы Андриан Канду, который подарил многодетной семье детское автокресло. В Кыргызстане многие семьи испытывают финансовые трудности и не могут приобрести ДУУ для своих детей. ОО «Дорожная безопасность» и коллектив издания «АВТОгид» запускают благотворительную акцию по безвозмездной передаче детских автокресел тем семьям, которые в них нуждаются. Давайте все вместе запустим цепочку добра!

Посетила семинар М. Евтеева

Фото предоставлены ОО «Дорожная безопасность»

Добавить комментарий