Статистика как фактор снижения ДТП
Все помнят советскую комедию Эльдара Рязанова «Служебный роман», главные герои которой работают в статистическом управлении. Ирония авторов кинобестселлера коснулась не только сюжетной линии, образов главных героев и их диалогов, но и самого управления, где царили исключительно цифры. В реальности же без статистики сейчас никуда — это наука, искусство и мощный фундамент для практики. Даже в виртуальной жизни счетчики посетителей и другие статистические инструменты указывают на то, что сбор данных очень важен и пригодится при принятии будущих решений.
Статистика на службе обществу
18 марта в Бишкеке состоялась конференция «Значение сбора статистических данных для повышения безопасности пешеходов». В семинаре приняли участие более двадцати человек — представители ГУОБДД, столичного муниципалитета, Минтранса, эксперты из НПО, представители СМИ. Почетным гостем стал советник по дорожному администрированию (СДА) Японского агентства по международному сотрудничеству JICA Ямамото Хироюки.
С приветственным словом выступила директор ОО «Дорожная безопасность» Чинара Касмамбетова. Она рассказала о результатах исследований по работе со статистическими данными для проекта «Безопасность детей-пешеходов в Бишкеке».
Далее выступил начальник отдела дорожно-инженерного надзора ГУОБДД МВД КР Турусбек Абдыжапаров.
«Мы ведем сбор данных о ДТП и проводим сравнительный анализ по периодам. Наша задача — обеспечить безопасность наших людей на дорогах страны. Нам удалось сократить количество ДТП: в 2017 году произошло 6 346 ДТП, а в 2018-ом – 5 995, при этом снизились показатели погибших на 22% и получивших ранения различной степени тяжести на 5%. Наша статистика показывает, что более пятидесяти процентов ДТП — наезды на пешеходов. Мы считаем, что статистические данные имеют большое значение для повышения безопасности пешеходов», — сказал Турусбек Абдыжапаров.
Региональный директор EASST Сергей Диакону из Молдовы выступил с презентацией на тему: «Важность сбора данных о пешеходах для принятия стратегических решений». Оратор получил огромный опыт работы в дорожно-транспортной сфере, был главой дорожно-патрульной службы Молдовы и занимался ее реформой.
«Зачем собирают данные о количестве ДТП и уровне травматизма на дорогах? И почему статистические данные так важны? Во-первых, необходимо осознать проблему, социальное и экономическое бремя ДТП. Во-вторых, спланировать впоследствии стратегии и вмешательства. Разработка эффективной стратегии безопасности дорожного движения и проведение научных исследований в этом направлении невозможны без достоверных данных. Возьмем, например, «стадный инстинкт» на дорогах — игнорирование ремня безопасности. Когда выявлена статистика этого нарушения, то она помогает аргументировать важность принятия тех или иных мер. Если статистика показывает, что порядка 70% водителей и пассажиров пристегиваются ремнями безопасности, то это терпимо, а если только 10%, то принимаемые меры должны быть безотлагательными и радикальными. При этом статистика должна быть качественной и достоверной, так как на ее основе будут приниматься важные решения», — сказал Сергей Диакону.
«Качество сбора данных имеет огромное значение для общей картины дорожной ситуации. На каких перекрестках Бишкека более всего происходит аварий? Когда, летом или зимой? В светлое или в темное время суток? Есть ли поблизости школа или детское дошкольное учреждение? Какое количество пострадавших в ДТП? Их пол и возраст. Сколько погибших и получивших травмы? В каком состоянии дорожная разметка? Работал ли светофор в момент аварии? В некоторых странах в протоколах ДТП время аварии указывают вплоть до секунд, и помогает в этом система GPS. Таким образом, тщательно и детально зафиксированные данные о ДТП можно смело назвать качественными. На основе таких подробных данных можно провести анализ за какой-либо период времени и выяснить, почему некоторые перекрестки или участки дорог являются наиболее аварийно-опасными. Полученные данные можно использовать как руководство к действию для устранения причин, вызывающих аварии и гибель людей», — продолжил региональный директор EASST Сергей Диакону.
Сколько стоит жизнь человека?
Общество платит страшную цену за рюмку водки и кружку пива за рулем, за агрессивное и асоциальное вождение, за пренебрежительное отношение участников дорожного движения друг к другу. Ни огромные штрафы, ни уголовная ответственность, ни денежные компенсации от страховых компаний никогда не вернут семье и обществу самого главного — жизнь и здоровье человека.
«Во многих странах активно собираются данные о «стоимости» ДТП, что вполне актуально. ДТП влекут за собой огромные материальные, финансовые и людские потери. Подсчитано, что потери от аварий в различных странах доходят до 2% ВВП. Откуда берется эта цифра? Давайте посмотрим, сколько «стоит» жизнь одного человека, попавшего в ДТП? Я приведу пример такой «формулы жизни», которая складывается из медицинских затрат, имущественных расходов, общих расходов, потери продуктов и потерь от возникших при ДТП пробок. В общей сложности эта сумма составит 375 000 долларов! Именно столько «стоит» жизнь человека в ДТП! Мало того, за цифрами огромных потерь в ВВП стоят людские страдания и безутешные семьи, навсегда утратившие своих близких людей. А их страдания ничем нельзя измерить», — продолжил Сергей Диакону.
Как улучшить качество сбора данных при ДТП патрульной милицией?
В отношении сбора данных по БДД очень важны следующие моменты: кто собирает данные, как регулярно их собирают и как эти данные управляются и делаются доступными.
- Необходимо разработать легкую удобную форму составления протокола ДТП.
- Установить электронную форму анализа данных.
- Обучить милиционеров менеджменту посредством проведения регулярных тренингов.
- Создать ресурсный центр.
- Установить партнерство с другими структурами, занимающимися сбором данных.
Подведение итогов
Выступления докладчиков и гостей семинара никого не оставили равнодушными, и это радует. Порой дискуссии были очень жаркими и выходили за лимиты времени. В завершение были внесены предложения и рекомендации по эффективному сбору и анализу статистических данных для выработки механизмов защиты пешеходов.
«Старые штрафы для многих лихачей дорожного движения были как укус комара, будем надеяться, что новые штрафы ударят по карману и вразумят непослушных, и статистика ДТП существенно снизится», — сказал один из участников семинара.
«Я благодарю всех участников семинара за активное участие. Для нас очень важно сейчас показать обществу истинные масштабы проблемы и потерь в ДТП в сравнении с другими социальными и экономическими проблемами», — сказала директор ОО «Дорожная безопасность» Чинара Касмамбетова.
Статистика не терпит приблизительности, она мощное орудие в любом споре, которое может прекратить «переливание слов из пустого в порожнее» и дать любому утверждению материальную основу. Вот почему к ней нужно отнестись с должным уважением и научиться использовать ее во благо общества.
Р.S. В Молдове запущен проект «Доброе кресло», цель которого — передать многодетным семьям детские автокресла. Кампанию поддержал спикер молдавского парламента, посол по безопасности дорожного движения Молдовы Андриан Канду, который подарил многодетной семье детское автокресло. В Кыргызстане многие семьи испытывают финансовые трудности и не могут приобрести ДУУ для своих детей. ОО «Дорожная безопасность» и коллектив издания «АВТОгид» запускают благотворительную акцию по безвозмездной передаче детских автокресел тем семьям, которые в них нуждаются. Давайте все вместе запустим цепочку добра!
Посетила семинар М. Евтеева
Фото предоставлены ОО «Дорожная безопасность»