ОСАГО: быть или не быть?

В стране, Консультация юриста, Новости

Считаные дни остаются до вступления в силу Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств» в Кыргызстане. Автомобилисты поделились на тех, кто «за» всеобщее страхование, и тех, кто «против». Споры идут не первый месяц, и поводы для дебатов действительно есть, ведь столько вопросов еще не решено.

Многострадальное ОСАГО

Закон «Об ОСАГО» был принят 24 июля 2015 года, и спустя полгода со дня официального опубликования, то есть 7 февраля 2016 года, он должен был вступить в силу. Но 2 августа 2016 года в закон внесли изменения и отсрочили его введение.

Важно отметить, что ОСАГО — страхование не имущества, а ответственности. В случае ДТП потерпевшая сторона (водитель или пешеход) обязательно получит полную компенсацию от страховой компании и виновнику аварии не придется искать средства на компенсацию ущерба. Напомним, ОСАГО не является страхованием самого водителя или его автомобиля: для этого существуют добровольные виды страхования, например, КАСКО.

Где страховаться?

На рынке Кыргызстана осуществляют свою деятельность 18 страховых компаний, но на сегодняшний день только половина из них подала заявки для получения лицензии на предоставление кыргызстанцам услуг по ОСАГО. Согласно списку Госфиннадзора, страхованием гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств намерены заниматься Государственная страховая организация, СК «Ингосстрах» («Кыргызинстрах»), СК «Кыргызстан», СК «Аманат полис», СК «Арсенал-Кыргызстан», СК «АТН-полис», СК «НСК», СК «АЮ гарант», СК «Алма-Иншуренс». В ведомстве отметили, что эти фирмы могут не получить лицензию или отказаться от ОСАГО, поэтому вопрос о количестве компаний-участниц пока открыт.

А что насчет денег?

Напомним, в декабре прошлого года на общественное обсуждение вынесли проект постановления правительства «Об утверждении минимальных размеров страховых сумм, лимитов ответственности и тарифов страховых премий по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств». Согласно ему, компенсация, которую получит потерпевшая сторона, должна покрывать расходы на лечение, погребение или на восстановление имущества.

Размеры страховой премии (компенсации) в случае ДТП, если оно:

— привело к смерти потерпевшего — 300 000 сомов;

— привело к инвалидности — от 100 000 до 200 000 сомов — в зависимости от группы;

— привело к повреждениям без инвалидности — не более 100 000 сомов на лечение;

— при нанесении ущерба имуществу — не более 150 000 сомов каждому потерпевшему и не более 450 000 всем.

В среднем стоимость полиса в нашей стране составит 2 210 сомов в год, а максимальный тариф для юридических лиц — 13 000 сомов. Окончательную стоимость полиса будут рассчитывать с учетом типа авто, года выпуска, объема двигателя, показателей аварийности в стране и опыта вождения водителя, в том числе безаварийного периода. Плюсом будет и отсутствие наличия ДТП в истории автомобилиста.

Между тем страховые тарифы до сих пор не утверждены, и ожидается, что это произойдет накануне вступления закона в силу.

В Кодексе о нарушениях, вступившем в силу с первого января, появилась статья, которая предусматривает наказание за отсутствие у водителя страхового полиса ОСАГО. Штраф для физических лиц составит 3 000 сомов, для юридических — 13 000.

Давайте отсрочим?

Госфиннадзор в начале января предложил установить полугодовалый период информационно-разъяснительных работ для автомобилистов, чтобы снизить общественный резонанс и сократить недовольство.

«У автомобилистов, транспортные средства которых зарегистрированы в Кыргызстане, будет возможность до 7 августа спокойно выбрать подходящую страховую компанию и приобрести полис ОСАГО. Во время переходного периода штрафы за отсутствие полиса налагаться не будут», — отметили в ведомстве.

А на минувшей неделе спикер Жогорку Кенеша Дастан Джумабеков предложил отложить введение ОСАГО еще на три года.

«Наверное, можно отложить, пока еще нет всех условий», — объяснил свою идею Джумабеков.

Тем временем президент Ассоциации страховщиков Кыргызстана Сабырбек Молдокулов считает это предложение популистским.

«Почти наверняка это все делается перед выборами, которые пройдут в 2020 году. Депутаты готовы пойти на поводу у некоторых людей, чтобы получить их одобрение. На самом деле многие кыргызстанцы понимают, что давно пора страховаться. Например, грузоперевозчики, которые готовы платить даже немалые суммы, лишь бы избежать проблем в результате ДТП», — отметил он.

Нет веры

Мнения автомобилистов страны диаметрально разделились, и споры об ОСАГО набирают обороты. Одни считают, что обязательное страхование давно пора внедрить в Кыргызстане, другие парируют, что у нас многие законы работают некорректно, и ОСАГО в конце концов приведет к «обдираловке» водителей.

Пожалуй, основными причинами негативного отношения к ОСАГО со стороны населения являются страх и недопонимание вопроса в целом. Кыргызстанцы не привыкли к продуктам страхового рынка, поэтому многие нередко воспринимают страхование как одну из форм налогообложения.

Тем не менее Кыргызстану необходимо развивать культуру страхования, опираясь на опыт других государств. От пожаров, ДТП, стихийных бедствий сильно страдает бюджет граждан страны. Страховые полисы в этих случаях «встанут» на защиту потерпевших, гарантируя им материальную компенсацию.

Все прогрессивное человечество знает о пользе страхования и стремится обезопасить себя. Возможно, после внедрения ОСАГО, когда первые автомобилисты получат свои компенсации, люди разберутся в преимуществах страхования.

О. Башкирова

Фото из Интернета

One thought on “ОСАГО: быть или не быть?

  • Не с законом об ОСАГО надо бороться, а бороться надо за его соблюдение!

    Что такое ОСАГО?

    Банально, но ещё раз… ОСАГО – это обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших, возникших в результате дорожно-транспортного происшествия при эксплуатации автотранспортного средства.

    Таким образом, страхуется ответственность перед третьими лицами за нанесённый ущерб, т.е. если не дай бог вы стали виновником ДТП, и у вас есть полис ОСАГО, согласно закону, вместо вас, страховая компания выплатит возмещение пострадавшему лицу за ущерб автомобилю и/или здоровью.

    Почему ОСАГО должна быть обязательной?

    Потому что не может быть ответственность добровольной – ответственность перед обществом понятие перманентное для каждого члена общества.

    Добровольная ответственность перед обществом – это безответственность!

    Всё равно, что сказать, что мне нет дела до пострадавшего, даже если я и виноват, я добровольно отказываюсь возмещать ему ущерб. Разве это цивилизованно?

    В развитом и правовом государстве не должно быть необходимости принуждать страховаться – члены общества должны отвечать за свои поступки и по возможности снижать риски. В нашем случае, на развивающемся рынке, приходится заставлять всех, поскольку культура страхования пока слабовата. Да и чего греха таить, все знают, что большинство не будет страховаться, пока не начнут штрафовать.

    Вводить ОСАГО надо, иначе как гарантировать возмещение ущерба пострадавшему в ДТП? Разве можно полагаться на то, что все люди одинаково ответственны и принципиальны, что в любом случае смогут решить вопрос законно и приемлемо для обеих сторон? Я даже не говорю о ситуации, когда у виновника действительно нет средств на возмещение ущерба.

    При этом, выбор прост – не нужна ответственность, не езди на машине, иначе купи гарантию, что страховая компания ответит за твои ошибки перед пострадавшим!

    Нужны конструктивные предложения.

    Нельзя по инерции возражать всему, лишь бы возражать. Пора уже переходить к конструктивным действиям. Нужно обсуждать недочеты и делать предложения по исправлению, не просто так, а реально делать. Любой может составить обращение с вопросами и предложениями и направить их в ГосФинНадзор или ассоциацию страховщиков, или хотя бы в те же страховые компании. Примите участие в общественном обсуждении НПА, проявите социальную активность и ответственность более конструктивным способом.

    Возражать против ввода ОСАГО, без объективных оснований, как-то не естественно, не считаете?
    Конечно, есть сложности в отработках процессов по ОСАГО, но это поправимо. Проблемы есть. А как иначе? Да никак! В истории даже одного случая нет, чтобы кто-то внедрял что-то 100% идеальное, почему у нас с ОСАГО что-то должно быть иначе? Да и как оптимизировать то, что даже не началось?

    Нет смысла откладывать ввод закона. Даже если всем дать 100 лет на подготовку, большинство людей начнут шевелиться в последний день, и все равно не успеют. Потому что невозможно подготовиться к тому, чего не знаешь. При этом, очевидно, что законодательство в будущем будет не раз редактироваться, и нет смысла критиковать мелочи сегодня, необходимо прорабатывать предложения в виде НПА по оптимизации ОСАГО.

    ОСАГО — это недорого.

    Как речь заходит о культуре вождения, большинство начинают в один голос твердить, «хотим порядка», а при попытке навести порядок, большинство утверждает «у нас нет на это денег, мы не готовы».

    Парадоксально, не так ли?

    Зарплаты конечно низкие, не спорю, но вот вряд ли водителя можно назвать нищим. В любом случае, 2000-3000 сомов в год это относительно низкая цена за страховку, которая, примерно, равна одной заправке или 8 сомов в день. Эту сумму может потянуть даже студент, поработав таксистом пару дней. А водители отдалённых поселений с очень маленьким доходом не будут страховаться и скорее всего никто об этом попросту не узнает.

    Не надо воспринимать ОСАГО как безвозмездный налог, ОСАГО пойдёт на выплату пострадавшему, так гласит закон.

    ОСАГО – это ещё и бизнес

    Очевидно, что ОСАГО пролоббирован страховщиками, и я совсем не могу понять, почему всех так смущает этот факт? Так делают везде – бизнес уговаривает чиновников лоббировать интересы бизнеса, и это нормальный закон рыночных отношений.

    А как иначе вы себе это представляете? Не разумно полагать, что в парламенте сидят только передовые знатоки всех сфер экономики. Естественно, что представители бизнеса прорабатывают проекты для лучшего развития экономики страны. При этом лоббирование может быть не обязательно финансовым, в виде «отката» как мы привыкли это понимать. Зачастую это естественный процесс формирования законопроектов с рабочими группами из бизнеса. Ну и не вижу ничего плохого в продвижении перспективных проектов.

    Да и те же страховщики, на самом деле представляют собой народ, даже не чиновников. Т.е. это бизнесмены, которые продвигают на рынок перспективный продукт, который позволит не только поднять их собственные доходы, но и даст рост экономике страны в целом.

    ОСАГО является катализатором роста экономики. Одних страховых агентов станет тысячи, а это тысячи рабочих мест. Кроме того, рост рынка всегда привлекает новые инвестиции и стимулирует развитие смежного бизнеса – транспортная инфраструктура, юридические компании, СТО, реклама, маркетинг и т.д.

    Для кого выгодно ОСАГО?

    По факту, ОСАГО представляет интерес для многих сторон. Это большой проект, в котором участвует вся страна, хотя у каждого интерес свой.

    Пострадавшему интересно получить возмещение ущерба, виновному интересно не платить из своего кармана, страховщику интересно заработать денег, правительству интересно собрать налогов с дохода страховой компании, обществу в целом интересно снизить нарушения ПДД и убрать драки водителей при ДТП, инвесторам интересно вложить в развивающийся бизнес, иностранцам интересна защита рисков и т.д.

    Несмотря на то, что у всех свой интерес, в этом случае личная выгода имеет положительный социальный эффект.

    У людей пока нет понимания о выгоде ОСАГО, потому что выходит по ОСАГО выплатят не мне, будто я страховку не для себя беру. Но, на самом деле это лишь особенность её действия, посудите сами, вы виноваты, а за вас платит страховая компания, иначе бы вам пришлось искать деньги, т.е. если так рассуждать, то выгода очевидна — на случай если, не дай бог, я буду виноват, за меня страховщик ответит.

    А также, нельзя надеяться, что я в ДТП не попадал 20 лет и ещё 20 лет без ДТП проеду. Хорошо, если так, но маловероятно. Степень риска в последнее время растёт сильно, т.е. 20 лет назад столько машин просто не было. У деда медаль трудовая была 40лет без аварий!!! Но сегодня в Бишкеке это не реально, машин много, риск велик.

    При этом, нельзя считать ОСАГО ни налогом, ни «кормушкой» чиновников. Как раз-таки, только благодаря последним революциям и ослаблению власти правительства, появилась возможность рождения ОСАГО как закономерного продукта рыночной экономики.

    Основная проблема ОСАГО

    Абсолютно любой закон при вводе всегда сталкивается с главной проблемой — проблема в исполнении закона подзаконными субъектами, т.е. проблема в его соблюдении.

    Чтобы всё работало ОСАГО должен быть обязательный для всех, чтобы все застраховались и не было случаев, когда у виновной стороны не окажется полиса.

    Конечно, для страховой компании такая ситуация будет на руку, поэтому в собственных интересах граждан, чтобы правительство заставило всех купить ОСАГО.

    Но, ситуация с массовым отсутствием ОСАГО будет царствовать лишь до штрафов. Постепенно, штрафы будут вынуждать водителей покупать полис и с каждым днём незастрахованных будет меньше, а риск столкнуться именно с таким будет уменьшаться.

    Другая проблема ОСАГО, таится на стороне выплаты. Все переживают, что страховщики не будут платить. Риски конечно есть, но и для решения этой проблемы существует множество инструментов.

    Во-первых, страховщики очень заинтересованы данным классом страхования и будут очень сильно дорожить лицензией по ОСАГО, т.е. любые подозрения в нарушении закона и уклонении от выплат будут приводить к приостановке или лишении лицензии.

    Во-вторых, среди депутатов тоже найдётся, и ни один, представитель, желающий заработать очков перед обществом и помочь народу в получении выплат, вызвав очередной общественный резонанс.

    В-третьих, появится множество юридических компаний, которые станут помогать гражданам в правильном толковании закона и получении выплат.

    Ну и в конце концов, люди сами будут становиться всё более грамотными в вопросах страхования, что просто не даст возможности страховщику необоснованно уклониться от выплаты.

    В итоге, страховщики заинтересованы чтобы ОСАГО было, правительство и «добропорядочные» граждане тоже заинтересованы, недобропорядочных заставят штрафы, так и заработает закон.

    Всё это не просто… но факт, что возможно.

    Очевидно в начале проблемы будут, но уверен, что с каждым днём всё будет легче, проще и лучше. Ну и потом, вы думаете, что где-то было по-другому? Нет, не было, всегда были проблемы и отработка закона. В дальнейшем, по аналогии с историей соседей, все участники направят процесс «на истинный пусть».

    ОСАГО сегодня продукт не всем понятный и от того пугающий, но это лишь вопрос времени.

Добавить комментарий