Платные дороги и паспортизация: Все о реформе в дорожной отрасли

В стране, Новости

На минувшей неделе в конференц-зале Министерства транспорта и дорог прошел круглый стол, в ходе которого эксперты обсуждали необходимость реформирования дорожной отрасли. В частности, обсуждался вопрос внедрения платных дорог на территории Кыргызстана.

С ноября 2017-го по август 2018-го года рабочие группы министерства по результатам анализа работы системы управления дорожной отрасли, дорожных организаций, подготовки необходимых проектов законов, а также многочисленных совещаний с участием руководителей министерства и дорожных организаций пришли к единому мнению по реформированию отрасли. В результате работы был подготовлен ряд проектов, нормативных правовых актов, в том числе по внедрению платных автомобильных дорог.

Время реформ

С 1997 года Кыргызстан вкладывает огромные финансовые ресурсы для реабилитации и строительства автомобильных дорог республики. В то же время по разным причинам усилия по реформированию дорожной отрасли были недостаточными. На сегодняшний день наша республика на 80% завершила реабилитацию международных транспортных коридоров. Дальнейшие качественные изменения и сохранение достигнутых результатов жизненно необходимы для страны.

По результатам анализа дорожной отрасли, с учетом международного опыта и законодательной базы республики Министерство транспорта практически завершило подготовку к реформированию системы управления дорожной отраслью и подготовило предложения по укреплению ее финансовой основы. Работа по реформированию системы управления дорожной отраслью разделена на два основных блока:

  1. Внедрение рыночных механизмов управления через:

— создание государственных предприятий на базе действующих ДЭУ;

— переход к нормативному финансированию расходов на текущий ремонт и содержание дорог;

— внедрение нового для Кыргызстана инструмента содержания дорог и контрактов, ориентированных на результат;

— расширение практики применения открытых конкурсных торгов на дорожные работы;

— создание условий для развития придорожного сервиса.

  1. Укрепление финансовой основы дорожной отрасли:

— внедрение платных дорог;

— развитие государственно-частного партнерства для строительства и содержания дорог;

— внедрение сбора с грузового транспорта и автобусов;

— внедрение новых источников финансирования.

О планах ведомства до 2025 года

Министерство транспорта и дорог ставит задачу до 2025 года реформировать систему управления дорожной отраслью, восстановить транспортные коридоры, развить государственно-частное партнерство и ввести платные дороги.

С 1995 года количество автомобилей выросло на 937 процентов, а интенсивность движения по основным магистралям — на 700 процентов. По территории Кыргызстана проходит четыре международных транспортных коридора. Всего в республике 34 тысячи километров дорог, из которых 18 тысяч 810 километров общего пользования.

Дороги – это важно для всех!

Экономист Динара Шайдиева отметила, что появление платных дорог соответствует определенному уровню автомобилизации всей страны, который в последние годы заметно вырос. «Если сравнивать с 1995 годом, то количество транспортных средств в Кыргызстане выросло на 937%», — сказала она. Динара Шайдиева добавила, что на сегодняшний день государство не в силах в полной мере удовлетворить потребности в содержании и ремонте дорог. «Потребность в текущем ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования на уровне 30-35%, или 3,5-4 млрд сомов от фактической потребности в сумме в 11,6 млрд сомов», — отметила эксперт.

По ее словам, автодороги общего пользования — один из крупнейших активов страны, и его стоимость измеряется через финансовые затраты на строительство или через социальные и экономические выгоды, которые дорога обеспечивает.

«Качество жизни населения и предпринимательства напрямую зависит от транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и их развитости. Если позволить дорогам разрушаться из-за недостатка в финансировании на их содержание, то последствия такого отношения на себе будет ощущать общество», — сказала она.

Платные дороги

Исходя из слов представителей министерства, стало понятно, что республиканский бюджет не способен осилить ремонт и восстановление существующих в Кыргызстане автодорог. Одной из мер, которая поможет облегчить нагрузку на бюджет, могут стать платные дороги: деньги, получаемые от эксплуатации этих дорог, будут направлять на их ремонт и улучшение. Жамшитбек Калилов отметил, что с каждым годом ситуация в дорожной сфере ухудшается. Сегодня на содержание дорог выделяется та же сумма, что и 10 лет назад, хотя ГСМ и запчасти подорожали.

«Мы ищем пути решения этих проблем. На следующий год хотим вывести на хозрасчет два управления. Многие работы отодвигаются на III-IV квартал из-за позднего выделения средств из бюджета. Одна из мер — введение платных дорог. Когда-то нам тоже придется переходить на них. Мы хотим для начала создать нормативно-правовые акты. В планах у нас строительство платных дорог. Переход будет поэтапным и не по тем дорогам, которыми сейчас пользуются граждане», — сказал Жамшитбек Калилов.

Паспортизация дорог

Министр транспорта и дорог Жамшитбек Калилов в ходе заседания сказал, что в этом году в Кыргызстане началась паспортизация дорог. Он отметил, что паспортизацию дорог нужно было начинать еще 10 лет назад. «Нам нужно паспортизировать в общем 18 000 километров дорог, а паспортизировано всего 1000 км. Если работа будет идти такими темпами, то нам понадобится еще 18 лет», — сказал он.

Министр транспорта и дорог КР Жамшитбек Калилов

По словам министра, чтобы этот процесс не затянулся на много лет, Минтрансу нужны еще передвижные лаборатории. «При паспортизации машина записывает все параметры состояния дорог и мостов, а также дает возможность получить полную информацию — вплоть до износа асфальтобетона и микротрещин. На сегодня многие сооружения, в особенности мосты, много лет не обследовались», — добавил министр.

Стоит отметить, что программа помогает понять, какой участок нуждается в незамедлительном ремонте, а какой может прослужить еще какое-то время.

Нет ни малейших сомнений в том, что реформы в дорожной отрасли назрели давно. Развитие дорожной инфраструктуры в Кыргызстане является важным вопросом как с социальной, так и с экономической точки зрения: кыргызстанцы хотят ездить с комфортом, и многие готовы за это платить. Платные дороги — это удобно, о чем и свидетельствует опыт соседних стран. При этом важно подойти к введению платных дорог с умом, внимательно изучив все аспекты и предпочтения граждан. Сумеют ли дорожники принять во внимание все эти факторы, покажет только время.

И. Дейнеко

Фото предоставлены пресс-службой Минтранса

Добавить комментарий