Авторухлядь без техосмотра
Согласно законодательству, регулярный техосмотр автотранспорта положен лишь некоторым категориям транспортных средств. Остальным он только рекомендован, и автолюбители проходят его в добровольном порядке. И это несмотря на то, что средний возраст самых покупаемых машин в Кыргызстане составляет 10-14 лет!
Транспорт, задействованный в перевозке пассажиров, должен проходить техосмотр два раза в год.
Пора на свалку!
В 2010 году в Кыргызстане было зарегистрировано более 444 тысяч автомобилей. По свежим данным ГРС, в республике числится более 1,1 миллиона транспортных средств. Среди них немало новых машин, однако в стране преобладают изрядно изношенные авто, пробег которых составляет не менее 150-200 тысяч километров. Ездить на таких ТС становится небезопасно – того и гляди тормоза откажут или выйдут из строя другие системы.
За последние годы в стране скопилось много автомусора, от которого развитые страны предпочитают избавляться. В 2007 году в Германии приняли новый закон, регулирующий утилизацию старых автомобилей. Согласно ему, все автопроизводители обязаны открывать за свой счет центры по утилизации старых авто и принимать на переработку машины любых производителей.
У нас все по-другому. Наличие хоть какой-то машины-«старушки» является признаком достатка семьи — ею пользуются, ее ремонтируют и вновь нещадно эксплуатируют. К слову, иметь такое авто даже выгодно: ведь чем старше машина, тем меньше транспортный налог на нее.
Кто на техосмотр?
По закону, обязательный регулярный техосмотр должны проходить автомобили, используемые в предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров (в том числе легковые автомашины (такси), а также перевозчики грузов, опасных грузов и нефтепродуктов. Технический осмотр требуется специальным и специализированным ТС. Другим наземным транспортным средствам технический осмотр лишь рекомендуется. Проходить его или нет, решает владелец авто. К слову, только в Кыргызстане и в Индии действует закон, по которому техосмотр для легкового автотранспорта носит рекомендательный характер.
Многие автомобилисты пользуются этим послаблением и просто игнорируют технический осмотр. Зачастую они делают техосмотр своего авто только в том случае, когда выезжают за пределы страны. Например, на границе с Казахстаном всегда требуют талон о прохождении техосмотра, диагностическую карту и страховой полис.
«Во время техосмотра эксперт в обязательном порядке проверяет тормозную систему, работоспособность люфта рулевого управления и внешние световые приборы. Немало внимания уделяется проверке двигателя. Соответствовать требованиям должны зеркала, замки дверей, аварийная сигнализация, звуковой сигнал, ремни безопасности. Проверяют наличие огнетушителей, знака аварийной остановки и многое другое. Всего более 60 пунктов, и, если хотя бы один из них не соответствует нормам, техосмотр не пройден. Стоимость всей процедуры составляет от 550 до 1000 сомов в зависимости от типа транспортного средства», — рассказал директор ОсОО «Автолаборатория» Замир Сатыбалдиев.
На повестке дня
Напомним, главной причиной отмены обязательного техосмотра стала массовая коррупция в технических службах ведомства, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Нередко выдавались свидетельства о прохождении техосмотра даже без осмотра самого авто. Сейчас эту функцию передали частным организациям.
В последние годы то и дело говорят о том, что нужно ввести ежегодное обязательное прохождение техосмотра для всех видов транспорта. В законодательстве ЕАЭС прописано, что в каждой стране-участнице эта процедура должна быть обязательной для всех авто. Но годы идут, а ситуация не меняется.
Когда же разберутся с обязательствами автомобилистов, и как скоро авторухлядь отправится на покой – неизвестно.
Граждане автомобилисты, пройдите техосмотр не для галочки: выявите неполадки и устраните их. Проявите гражданскую сознательность!
Вид ТС | Периодичность |
ТС, предназначенные для перевозки пассажиров, грузов и опасных грузов | 2 раза в год |
Легковые (такси), оказывающие услуги по перевозке пассажиров, грузопассажирские, грузовые, тракторы сельскохозяйственные и лесохозяйственные, самоходные специальные технологические машины (СТМ), специальные и специализированные транспортные средства | До 3 лет – не подлежат
От 3 до 7 лет – 1 раз в 2 года Старше 7 лет – ежегодно |
Частные легковые автомобили | Добровольно |
П. Васильев
Фото из Интернета