Откровенный разговор с Албеком Ибраимовым

В стране, Новости

Совсем недавно Бишкек пышно и торжественно отпраздновал свое 140-летие, и этот прекрасный праздник надолго останется в сердцах бишкекчан и гостей столицы. Кыргызстан – страна свободных людей. Многие наши соотечественники живут и работают за рубежом, но, возвращаясь на родину, они хотят видеть столицу процветающей и прогрессивной, не отстающей от удобных и красивых городов мира. А уж нам, живущим здесь, тем более хочется видеть Бишкек приветливым, светлым и обустроенным. Город растет и меняется на глазах, заставляя удивляться и радоваться. О столице, ее проблемах и чаяниях, ее настоящем и будущем состоялся откровенный разговор с мэром Албеком Сабырбековичем Ибраимовым. 

— Албек Сабырбекович, ярким салютом и песнями отгремел праздник в честь юбилейной даты столицы, и в этот же день во всем мире отмечали День породненных городов. Расскажите о городах-побратимах Бишкека. Сколько их, и каким образом поддерживается связь с ними?

— В рамках обмена культурными деловыми связями у Бишкека много городов-побратимов, как в народе говорят, братьев. У нас давние глубокие связи с городами стран СНГ, Европы, стран экономического пояса Шелкового пути. Налажено партнерство с зарубежными городами в рамках таких международных объединений, как Союз Муниципалитетов тюркского мира, Международная Ассамблея столиц и крупных городов, Организация городов и местных властей. С 1994 по 2018 год были заключены соглашения и меморандумы об установлении побратимских связей Бишкека в торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с городами России, Беларуси, Казахстана, ФРГ, Ирана, Кореи, Турции, США, Бельгии, КНР, Катара. За это время городами-побратимами Бишкека стали Москва, Тегеран, Казвин, Куми, Хемниц, Алматы, Астана, Анкара, Самсун, Трабзон, Колорадо-Спрингс, Минск, Льеж, Ляньюньган, Иньчуань, Ухань, Доха, Уфа.

С городами КНР и Турции у Бишкека очень тесные давние связи. Улица Анкара и парк имени Ататюрка появились в Бишкеке в рамках побратимских отношений с турецкими городами. Китайский Урумчи подарил Бишкеку 10 автобусов. Японские братья оказывают помощь в виде грантов. Саженцы сакуры для Бишкека – это тоже подарок японских друзей. Люди со всего мира едут в Японию в период цветения сакуры, а теперь мы сможем наблюдать это великолепие и в Бишкеке.

Активная дружеская поддержка идет из российских городов, в первую очередь из Москвы, которая уже много лет партнер Бишкека. Правительство Москвы выделяет гранты на обучение наших детей: они регулярно участвуют в российских олимпиадах для школьников. Три года назад наши дети посетили дельфийские игры в Волгограде. Наша молодежь активно интегрирована в современном мире, и это радует. В прошлом году детская хоккейная команда Кыргызстана летала в Чикаго и завоевала первый кубок. Дети – это посланцы мира между странами, дети — это наше будущее.

Как видите, Бишкек связан с городами мира тесными глубинными связями, а в системе мировой глобализации наша столица является неотъемлемой частью единого целого.

 — Мировой опыт показывает, что города в нашем тысячелетии растут очень быстро. Наш Бишкек тоже растет не по дням, а по часам, а вместе с этим множатся проблемы. Албек Сабырбекович, как Вы справляетесь с таким хозяйством?

— Да, процесс урбанизации непрерывен, и Бишкек бурно развивается. Столица – это огромный живой организм, и, чтобы он качественно функционировал, необходим комплексный подход. Муниципалитет намерен улучшить Бишкек во всех сферах его жизнедеятельности, а наша цель – сделать Бишкек современным городом. Принята программа развития столицы на ближайшие четыре года, которая включает абсолютно все аспекты жизни большого города как точки улучшения.

Самое дорогое – это время, и его всегда не хватает. Как справляюсь с объемами работы и ответственности? Во-первых, главным в моей работе являются правильно расставленные приоритеты: сначала важные и срочные дела, а потом все остальное по плану. Во-вторых, один в поле не воин. Моя опора – это моя команда, на которую я всегда могу положиться, которой я доверяю. Наша команда работает на единую цель – реализовать Программу социально-экономического развития города Бишкека, для этого разработаны планы мероприятий, которых мы придерживаемся в своей работе.

Успех – это поступательное и планомерное движение вперед шаг за шагом для достижения системного результата.

— Вы поставили большие задачи: ремонт ста дорог столицы. За последние десятилетия подобного ремонта не было. Множество перекрытых улиц доставляет неудобства, а пробки растут в геометрической прогрессии. Не боитесь, что такой масштабный ремонт вместо одобрения станет непопулярной мерой?

— Нет, не боюсь. Любой город-миллионник является деловым, культурным и промышленным центром, а значит, его транспортная инфраструктура должна развиваться с учетом точки роста. Не построив и не расширив дороги, мы не сможем разграничить транспортные потоки, не сможем пустить большегрузный общественный транспорт. Проблемы города нельзя решать эпизодами или точечно: все надо делать комплексно. Когда мы поставили задачу реабилитации старых дорог и развития дорожной сети столицы, мы понимали, что Бишкек должен иметь помимо параллельно-перпендикулярной сетки дорог замкнутую кольцевую систему. Сейчас мы практически выполнили первый этап строительства кольца.

— Что оно из себя представляет?

— В транспортное кольцо войдут дороги, которые пересекают город с запада на восток: Северная объездная дорога, улицы Чортекова, Садыгалиева, Ахунбаева, Южная магистраль, Алма-Атинская, Достоевского. Когда в 2020 году кольцо замкнется, это будет огромный толчок для развития города и решение многих инфраструктурных проблем. Во-первых, большегрузный и транзитный транспорт не будет проезжать через город. Из этого следует снижение плотности трафика, загазованности в городе и улучшение экологии. Бишкек удобно расположен географически, он имеет уклон с юга на север, а через него текут две речки: Ала-Арча и Аламедин. Чтобы они не препятствовали строительству дорог, запланировали построить через них семь мостов. В этом году мосты уже будут сданы в эксплуатацию.

Чтобы разграничить транспортные потоки, нам необходимо расширять дороги. Вот почему мы передвигаем остановки и производим вынужденный снос деревьев. В этой связи в начале нашей работы мы столкнулись с недовольством группы горожан. Нами проводится разъяснительная работа посредством встреч с населением и на местах, освещения проводимых мероприятий в СМИ. Но вопрос расширения дорог жизненно важен — так у нас появится возможность разграничить по возможности транспортные потоки, выделив отдельную полосу для автобусов и троллейбусов. Рассмотрим пример. Автобус двигается со скоростью 20 км/час. Для того чтобы заменить 2700 микроавтобусов, нам нужно 550 автобусов. Если автобус в плотном трафике и пробках будет двигаться со скоростью 14 км/час, то нам для покрытия потребностей города потребуется уже 850 автобусов — на 300 автобусов больше! А это огромные стартовые инвестиции. Мы хотим путем расширения дорог обеспечить среднюю скорость прохождения на отдельной полосе. Кроме того, автобусы движутся на газомоторном топливе, выброс вредных веществ от которого на 80% ниже. Решив этот вопрос, мы можем резко снизить трафик легковых автомобилей. Если владелец авто будет уверен, что он на общественном транспорте гарантированно доберется без опозданий на учебу и работу, то он оставит свой автомобиль в гараже. Здесь налицо и экономия денег, и снижение плотности трафика, и отсутствие пробок и проблем с парковками. Упорядочив эти моменты, мы выиграем в плане экологии. Меньше машин и пробок – больше чистого воздуха!

Многие горожане недовольны активными дорожными работами, ведь за последние годы такого масштабного ремонта дорог не проводилось. Я прошу бишкекчан быть более терпеливыми. Это временные неудобства, и коснулись они абсолютно всех, но когда люди увидят окончательные результаты нашей работы, то я уверен, что они будут радоваться улучшению общественных пространств.

 Все жители и гости столицы отметили, как преобразился Бишкек перед Вторыми Всемирными играми кочевников. Новая брусчатка, обилие цветов, фонтаны, скульптуры, «кружевные» решетки вдоль трассы «Бишкек – аэропорт Манас» радуют глаз. Даже памятник застоя – монументальные «цементные» горы на въезде в Бишкек – расцвели всеми цветами радуги. Что красивое появится в Бишкеке в ближайшее время?

– Хорошо, что Вы заговорили о красоте. Это, помимо удобства, очень важная составляющая столицы, так же как первостепенные «атрибуты» города: театры, музеи, культурно-развлекательные центры. В трех городских парках сейчас активно идет благоустройство. На месте здания старой прокуратуры мы планируем разбить сквер, который станет логическим продолжением главной площади страны, являющейся излюбленным местом прогулок горожан и гостей столицы.

— Несмотря на все усилия, которые прилагает мэрия, МП «Тазалык» и другие службы, город замусорен. Как сделать Бишкек чистым и ухоженным городом? Чисто там, где не сорят. Но с этим у нас никак. Что делать? Может, стоит попробовать в центральных районах города установить «французские» целлофановые урны для мусора? Лиха беда начало. А вдруг «приживутся»?

— Я был в Париже и понимаю, о чем Вы. Мы работаем над подобным пилотным проектом. Муниципальное предприятие «Тазалык» уже изготовило 300 урн для установки по городу. Эти урны даже немного мобильнее, чем парижские. Их можно крепить к столбам, заборам, на подставках вмонтировать в тротуары. В урнах этого образца предусмотрен определенный отсек для окурков.

— Некоторые критикуют городские власти за беспорядок. Особенно это любят делать те, кому не мешало бы посмотреть со стороны на самих себя и понять, что их поведение идет вразрез общественным нормам и правилам. Всякий раз, когда я иду по городским улицам, искусно лавируя между плевками, невольно думаю о том, кто эти люди, которые не считаются с окружающими, обезображивая все вокруг себя?

— Конструктивная критика полезна и нужна всем. Другое дело, что часть несознательных горожан и гостей столицы не уважают труд большой команды коммунальщиков, которые изо дня в день наводят порядок, занимаются благоустройством и украшают наш город. Такое пренебрежительное отношение зависит от воспитания и культуры самого гражданина, и самым эффективным наказанием может стать общественное порицание.

— Когда Вы впервые сели за руль, какие марки авто предпочитаете, как оцениваете культуру вождения в стране?

— Первый мой автомобиль – «Москвич» – до сих пор «жив-здоров», и мы храним его как дорогой сердцу раритет. Мой брат, автомобилист до мозга костей, представляя наш «Москвич» на выставке раритетных автомобилей, даже получил приз. Брат — специалист в автомобильном хозяйстве, отлично разбирается в машинах и владеет собственной автомастерской.

Я всегда шел в ногу со временем и стремился иметь популярные марки автомобилей. В разные времена я ездил на «Жигули», называемом в простонародье «копейкой», покорял расстояния на «королях дорог» ВАЗ-2107, ВАЗ-2109. Скажу так: ну какой же мужчина «не любит быстрой езды»? Были и другие автомобили, каждый из которых был для меня верным «скакуном» на просторах кыргызских дорог.

Культура вождения у нас оставляет желать лучшего, но сама по себе она не изменится. Прежде всего, государство должно создать условия для позитивных перемен. Если у нас будут широкие дороги, разграниченные транспортные потоки, удобные пешеходные зоны, то многие нюансы отсутствия культуры отпадут сами собой. Многие, но не все! До тех пор, пока сознательность многих автовладельцев не дотягивает до нужной планки, нужно наказывать их «рублем». Нарушил ПДД – штраф, который неприятно опустошит твой карман. Еще раз нарушил – еще один больной удар по бюджету семьи.

В редкие выходные я с удовольствием сажусь за руль своего авто и объезжаю город. В такие моменты я особенно отчетливо вижу, что работы предстоит много, и поэтому планов у меня громадье.

— Спасибо Вам за беседу, Албек Сабырбекович, мы желаем Вам здоровья, сил, энергии и вдохновения для реализации всех Ваших планов на благо людей и процветания столицы нашей Родины.

Беседу вела М. Евтеева

 

     

Добавить комментарий