Техосмотр: панацея или бесполезное занятие?

В стране, Новости

Активисты Бишкека предлагают снова ввести обязательный техосмотр автомашин в связи с участившимися ДТП и ухудшением экологии. Об этом они заявили на пресс-конференции 28 ноября, выступая перед журналистами. 

Мнение активистов 

«Только ли вина водителя или сотрудника патрульной милиции в том, что автомобиль попал в ДТП? Водитель мог превысить скорость, милиционер — не пресечь нарушение. Если машина была неисправна, то вину следует возлагать на человека, который отменил обязательный техосмотр», — заявил представитель Ассоциации молодежи Сыдыкбек Тайчабаров.

Активисты рассказали на пресс-конференции, что они работают над проектом, в котором приведут аргументы отрицательного влияния отсутствия техосмотра на дорожную обстановку в стране. Они намерены доказать, что отмена этой ранее обязательной ежегодной проверки транспортных средств приводит к чудовищным последствиям. «Сейчас обязательный регулярный техосмотр должны проходить автомобили, используемые в предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров (в том числе легковые автомашины (такси)), грузов, опасных грузов и нефтепродуктов. Другим наземным транспортным средствам, согласно закону, технический осмотр только рекомендуется, и его автолюбители проходят в добровольном порядке. Но у нас в стране, пожалуй, единицы проверяют техническое состояние своих машин – отсюда и возникают проблемы», — заметил активист Тумарбек Камалов.

Также была затронута тема загрязненности экологии в нашей стране. «Мы съездили на СТО и проверили через дымометр и газометр выброс вредных веществ в атмосферу. Допустимые нормы показателей воздуха превышены. Многие автовладельцы продают машины без катализаторов. Экологи говорят, что содержание диоксида азота превышает уровень в два раза, и это влияет на иммунитет, болеют дети. Концентрация формальдегида тоже высока и превышает в норму в пять раз! По данным экологов, эти показания начали расти после отмены техосмотра. Источником 90% выброса вредных веществ являются автомобили, 10% — это ТЭЦ и частный сектор. За последнее время онкологические заболевания выросли на 20%», — сказал активист Анарбек Катаганов.

На самом деле… 

Согласно данным, предоставленным Главным управлением патрульной милиции, в Кыргызстане за 10 месяцев произошло 5 197 дорожно-транспортных происшествий. В этих авариях 7 839 человек получили различные травмы и 695 погибли.

Процент аварий, произошедших из-за плохого технического состояния автомобилей, невелик, но есть шанс окончательно искоренить эту проблему посредством внедрения проверки ТС.

О том, что в столице воздух чрезвычайно загазован автомобилями, никто не спорит. В последнее время все чаще говорят о том, что женщины, которые живут в центральной части города, в 100% случаев рожают младенцев с пороками сердца.

В Министерстве здравоохранения эту информацию опровергают, ссылаясь на то, что исследований с такими параметрами не проводилось. Тем не менее, по информации директора НИИ хирургии сердца и трансплантации органов Жамала Ашимова, с февраля текущего года в НИИХСТО на учете состоят и были прооперированы 467 пациентов с врожденными пороками сердца.

«По регионам процентное соотношение пациентов таково: Бишкек – 23,1%, Чуйская область – 21,4%, Иссык-Кульская область – 12,5%, Ошская и Джалал-Абадская по 10% с небольшим, а Баткенская, Нарынская и Таласская – менее 10% больных», — сообщил Ашимов.

Получается, что в столице и Чуйской области наиболее высокий показатель количества людей с заболеваниями сердца. Вполне может быть, что одной из причин является именно загрязненность воздуха, которым нам приходится дышать. Возможно, что и эту проблему отчасти поможет решить введенный обязательный техосмотр для всех автомобилей.

Отменен, но не навсегда 

Напомним, в 2011 году Министерство экономического регулирования вынесло на общественное обсуждение проект внесения изменений в «Общий технический регламент КР по безопасности наземных транспортных средств», подразумевающий отмену обязательного прохождения наземными транспортными средствами технического осмотра, кроме транспорта, используемого в предпринимательской деятельности по перевозке опасных грузов, перевозке пассажиров, а также легковых автомашин (такси), оказывающих услуги по перевозке пассажиров. В итоге в 2012 году обязательный техосмотр был отменен.

Одной из причин отмены техосмотра был «конфликт интересов»: считали некорректным, что ГУБДД одновременно проводило и техосмотр, и следило за безопасностью дорожного движения. Но многие отмечали и то, что сама система проведения техосмотра стала коррумпированной, и было проще упразднить саму процедуру вовсе, чем бороться со взяточничеством.

На следующий день после пресс-конференции, где выступили активисты, премьер-министр Сапар Исаков на заседании в Жогорку Кенеше заявил, что в Кыргызстане в ближайшее время придется вновь ввести обязательный технической осмотр транспортных средств. Это связано с тем, что наша страна является членом ЕАЭС, и «это наше обязательство».

Однако, по словам директора Центра окружающей среды и развития АУЦА Рахата Сабырбекова, также будет разумно стимулировать кыргызстанцев приобретать новые автомобили и утилизировать старые. Он считает, что снижение налоговых ставок на оформление и переоформление новых транспортных средств существенно улучшило бы ситуацию, и тогда не пришлось бы властям бороться с возможной коррупцией на станциях техосмотра.

«Люди передвигались бы на новых автомобилях, у которых выбросы загрязняющих веществ минимальны и техническое состояние хорошее. Удалось бы и количество ДТП сократить, и экологию улучшить», — заявил Сабырбеков.

Следует подчеркнуть, что к решению этой проблемы лучше подходить, тщательно изучив ситуацию и взвесив все «за» и «против». А пока вопрос решается, редакция печатно-электронного издания «АВТОгид» настоятельно советует автомобилистам ради собственной же безопасности осуществить проверку своего транспортного средства на станции технического осмотра.

О. Башкирова

Добавить комментарий