Служу Отечеству!

Без рубрики

Во второе воскресенье сентября в Кыргызстане празднуется День танкиста, и это не только праздничная, но и памятная дата. Это праздник сильных духом мужчин, защитников нашей Родины. Мощная военная техника ничего не значит без правильного управления, без мужества и храбрости настоящего воина. За бронетанковой машиной всегда будет стоять бесстрашный солдат, умеющий направлять ее силу в нужное русло. Сразу после праздника состоялся интересный разговор с таким солдатом, а ныне начальником Управления боевой подготовки сухопутных войск Вооруженных сил Кыргызской Республики полковником Тариэлем Зарылбековичем Отонбаевым.

— Каждый мальчишка с детства мечтает быть танкистом, летчиком или космонавтом. У Вас тоже были такие стремления в детстве?

— Вы правы, было такое. В детстве я мечтал стать военнослужащим. С выбором моей военной специальности я определился уже в зрелом возрасте. Мои родители были педагогами, но отец всегда мечтал о том, чтобы я стал военным. Я много читал в детстве, особенно любил книги о ВОВ, в которых много рассказывалось о танках и сражениях. Это была настоящая романтика для мальчишки. Выбор воинской специальности был отчасти определен моими братьями по оружию. К тому же, вырос я в Балыкчи, где располагалось несколько частей, в том числе и танковое воинское подразделение. В то время часто проводились учения, и танковые колонны проходили по улицам города, а мы, босоногие мальчишки, с радостью бежали, сопровождая их. Так зарождалась моя любовь к армии. Теперь я служу Отечеству.

— Какие качества должны быть присущи танкисту?

— Защита Родины предполагает беззаветную преданность своей стране. Танкист должен быть высоконравственным человеком, патриотом, в любой момент способным, не задумываясь, отдать свою жизнь.

— Какими физическими данными должны обладать члены экипажа танка?

— Во-первых, физически выносливыми, ловкими, быстрыми. В танковых войсках есть ограничения по росту, подбираются военнослужащие, чей рост не превышает 170 см. Экипаж состоит из трех человек: командир танка, наводчик-оператор и механик-водитель. В старых танках Т-62 было четыре члена экипажа — четвертым членом экипажа был заряжающий. В танке, конечно, не так удобно, как в автомобиле, ведь машина предназначена для военных действий. Но компоновка оборудования и боеприпасов позволяет экипажу чувствовать себя достаточно комфортно внутри танка.

— Во время стрельбы идет большая отдача. Как это переносят члены экипажа?

— Да, идет отдача, но шлемофон танкиста защищает от ее негативных последствий. Во время учений, а тем более боевых действий танк преодолевает рвы, косогоры и другие препятствия, в этом случае шлем предохраняет от удара.

— С замиранием сердца весь Кыргызстан следил за АРМИ-2017, проходившими в России на полигоне в Алабино. Самой захватывающей частью Армейских игр был и остается танковый биатлон. Вы были руководителем команды нашей страны в танковом биатлоне. Если это не военная тайна, скажите, танк для соревнований наши военные привозили с собой из Кыргызстана?

— Команды России, Беларуси, Индии и Китая привозили свои танки на биатлон. Все остальные 15 команд состязались на танках Т-72Б3, предоставленных командам стран-участниц Российской Федерацией. Экипажи из Кыргызстана формировались из офицеров, сержантов контрактной службы и солдат-срочников. Наши танкисты самоотверженно боролись за победу, отдав все силы. Командир танка старшина Саламат Серкебаев в ходе соревнований повредил ногу, но не утратил физической выносливости и выполнил свою задачу. Механик-водитель Марс уулу Жакшылык, рядовой срочной службы, на одном из этапов биатлона (круг) показал самое лучшее время. Отличились в биатлоне командир танка, старший лейтенант Садырбек уулу Нуркан и наводчик-оператор, старший лейтенант Илияз Кылчыкбаев.

На АРМИ-2017 ездили четыре экипажа, один из которых был резервный. В эстафете участвовали все три экипажа.

— Как шла подготовка к биатлону по прибытии в Алабино?

— Встретили нас в России очень радушно. Первые три дня ушли на размещение экипажей в казармах, получение техники, ознакомление с трассой. До начала Игр мы готовили технику, проверяли масла, топливо, работу машин. Из четырех единиц танков мы должны были выбрать две лучшие машины                                                              .

Атмосфера среди участников Армейских игр была очень дружелюбной и комфортной. Все друг другу помогали, оказывали поддержку. При выверке танковой пушки экипаж Зимбабве обнаружил неполадку, и наши ребята помогли им. Наши танкисты поддержали в трудный момент сербов, а с экипажами Казахстана и Азербайджана были совершенно родственные отношения, мы очень помогали друг другу.

Мы сдружились на АРМИ, и это чем-то напомнило некогда большую страну СССР, ностальгию по которой испытывают многие, чье детство прошло в советское время.

— Какова была полоса препятствий на соревнованиях?

— Маршрут соревнований был довольно сложным. Тяжело давался брод глубиной 1,20 м, при прохождении которого танк погружался в воду по самую башню, курган, затем противотанковый ров глубиной 2,80 метра, габариты которого очень ограничены. Непростым препятствием был и колейный мост, размеры которого совпадают с размерами гусениц. Прохождение всех препятствий происходит на скорости, а это довольно сложно. Одним из этапов эстафеты было преодоление «гребенки» длиной 50 метров. «Гребенка» – это трубы, залитые бетоном. Экипажи в условиях сильной тряски должны были преодолеть это препятствие на большой скорости, и все рубежи стрельбы находились на скоростной трассе. Препятствие эскарп приближало биатлон к почти фронтовым условиям. Несмотря на то, что призовое место завоевать не удалось, потенциал у нашей команды есть, я уверен, на будущий год мы покажем лучшие результаты, чем в этом году.

— Как Вы празднуете День танкиста?

— Как обычно, в кругу семьи. У меня шестеро детей: три сына и три дочери. Я очень счастливый человек. Младшие сыновья мечтают о профессии военного. На вооружении страны мощная техника, большую часть которой составляют одни из лучших в мире танков Т-72 и их модификации. Эти машины имеют огромный запас прочности. Так что страна может спать спокойно.

— Ваше жизненное кредо?

— Стремиться только вперед и не останавливаться на достигнутом.

— Когда Вы водите автомобиль, какие мысли у Вас возникают по поводу дорожно-транспортной инфраструктуры? Напоминают ли Вам наши дороги полосу препятствий на танковом биатлоне?

— Отчасти напоминают. В отношении культуры вождения некоторые ведут себя, «как в танке», не понимая, что создают при этом аварийность движения и совершенно напрасно считают себя неуязвимыми. В чем-то положительные сдвиги есть, а над чем-то надо еще поработать. Активно ремонтируют дороги, и это очень отрадно.

— Ваши пожелания читателям нашей газеты.

— Я всегда читаю газету «АВТОгид». Желаю всем здоровья, доброты, счастья. И как военный человек пожелаю всем мира!

— Спасибо Вам за беседу!

М. Евтеева

Фото предоставлены Генеральным штабом ВС КР

Добавить комментарий