SOS: Загазованность воздуха столицы достигла апогея

В стране, Новости

Природа и ее компоненты являются национальным достоянием Кыргызской Республики, одними из основных факторов ее устойчивого социально-экономического развития. Однако день за днем жители Бишкека ощущают ухудшение качества воздуха – становится тяжелее дышать, атмосфера содержит неприятные запахи. К тому же, на территории столицы систематически вырубают деревья. Как жить и дышать в городе? 

Трагедия экологии 

Согласно Концепции экологической безопасности КР основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в нашей стране являются предприятия энергетики, коммунального хозяйства, горнодобывающей и перерабатывающей отраслей, частные домовладения, заводы по выпуску стройматериалов, а также автотранспорт.

С момента принятия в 2007 году Концепции экологической безопасности Кыргызская Республика присоединилась к 11 международным природоохранным конвенциям и трем протоколам к ним. Теперь страна должна выполнять обязательства по пересмотру законодательства, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

Предприятия. Немалое влияние на загрязнение воздуха в Бишкеке имеет расположенная в восточной части города ТЭЦ. С началом отопительного сезона жители близко расположенных к ней районов то и дело страдают из-за дыма и смога, которые возникают вследствие деятельности теплоснабжающего предприятия.

Автотранспорт. Воздействие автотранспорта на окружающую среду в стране во многом определяется интенсивностью перевозок и техническим состоянием автотранспортного парка, развитием тех или иных видов транспортных услуг.

Ежегодный расход топлива на работу автотранспорта, включая личные автомобили кыргызстанцев, составляет около 400 — 600 тысяч тонн. Практически 99% используемого топлива приходится на автомобильный бензин и дизельное топливо.

Автотранспорт остается одним из наиболее интенсивных источников загрязнения атмосферы, поскольку более ¼ транспорта эксплуатируется с превышением норм токсичности и дымности из-за его изношенности, слабого контроля при выходе на линию, необязательного технического осмотра и некачественного технического обслуживания. Именно поэтому высокая плотность транспортного потока оказывает отрицательное воздействие на состояние атмосферного воздуха в городах.

Бишкек считается наиболее загазованным городом Кыргызстана из-за огромного количества автомобилей, которые насыщают воздух выхлопными газами. По данным гидрометеорологической службы Кыргызстана, в июне в столице наблюдалось 23 дня с превышением предельно допустимой концентрацией (ПДК) диоксида азота, 21 день — по оксиду азота и формальдегиду. В центральной части Бишкека загрязнение воздуха было выше средних значений по городу.

Отбросы. Мусорный полигон близ города тоже оказывает значительное влияние на качество воздуха. Да и что уж говорить об огромной свалке, когда в столице часто от мусорных баков смердит так, что находиться поблизости невозможно.

Долой «легкие города»! 

Тем временем в этом году мэрия приступила к активному расширению столичных улиц для решения проблемы пробок. Выход оказался простым: убрать зеленые насаждения. И это вне зависимости от того, аварийное это дерево или нет.

В начале лета стали говорить о частичной вырубке Ботанического сада Бишкека. Говорилось о полосе шириной девять метров для расширения дороги. Активисты вышли на акцию протеста и слегка охладили пылкость властей в желании уничтожить «легкие города».

В начале августа вновь пошли разговоры о том, что в Ботаническом саду планируется построить новую ветеринарную лабораторию – следовательно, опять власти покушаются на зеленые насаждения, которые более или менее очищают столичный загазованный воздух.

Позже экологи сообщили, что Ботанический сад вообще находится под защитой закона, а земля парка относится к особо охраняемым территориям. Поэтому строительство лаборатории нарушит статус природной зоны.

Руки прочь! 

Недавно на пресс-конференции активисты, среди которых были телеведущие, журналисты, экологи, обратились к главе государства Алмазбеку Атамбаеву с просьбой остановить незаконную массовую вырубку деревьев в столице.

Депутат БГК, эколог Эмиль Шукуров отметил, что главной защитой для экологии являются деревья, а после их уничтожения здоровье горожан будет находиться под угрозой.

«Беспокойство людей вполне оправданно. К сожалению, очень часто многие вопросы руководство страны пытается решить таким образом, что после этого возникают новые проблемы. Уничтожение зеленых насаждений — это наплевательское отношение к городу. Бишкек уже сейчас лидирует среди городов мира, приближающихся к экологическому разрушению, и мы продолжаем делать все, чтобы еще больше испортить природную среду. Власти как будто не знают, что Бишкек уже в первенстве по заболеваемости органов дыхания. Мы не думаем о будущем наших детей. По дорогам носятся машины, которые выбросили на автомобильные свалки за рубежом, но для них мы создаем все условия – расширяем дороги, рубим деревья», — сказал он.

Чтобы сберечь экологию Бишкека и не спровоцировать рост числа легочных заболеваний у жителей столицы, зеленые зоны должны занимать не менее 40% от общей площади столицы. Однако даже более 10 лет назад этот показатель в столице не превышал и 28%. То есть получается, что ситуация с загазованностью воздуха еще более усугубляется вырубкой зеленых насаждений. Нельзя это допустить!

Гражданское общество должно напомнить властям, что город – в первую очередь создан для людей, а не для автомобилей!

П. Васильев

Фото из Интернета

Добавить комментарий