Эпоха маршруток заканчивается: пассажирам обещают хорошие дороги, чистый транспорт и вежливых водителей 

В стране, Мы и автомобиль, Новости

Одной из насущных проблем Бишкека является общественный транспорт. И не только потому, что водители маршрутных такси неадекватно «летают» по дорогам с пассажирами «на борту», останавливаются в несколько рядов, не заезжая в «карманы». Как оказалось, в столице устарели документы, регулирующие работу общественного транспорта, да и в самих существующих законах есть разночтения. В этой связи в мэрии провели круглый стол, где собрались все желающие скорейшего решения проблем, связанных с городским транспортом. 

В мероприятии приняли участие депутаты Бишкекского городского кенеша, представители столичной мэрии, руководители заинтересованных городских служб и уполномоченных государственных органов, а также руководители ассоциаций перевозчиков, обслуживающих городские маршруты.

Нормативно-правовые документы 

Сегодня работу общественного транспорта регулируют семь основных документов:

  1. Закон КР «Об автомобильном транспорте»;
  2. Постановление правительства КР «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в КР»;
  3. Постановление Бишкекского горкенеша «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Бишкеке»;
  4. Постановление Бишкекского горкенеша «О мерах по упорядочению движения пассажирского транспорта на территории Бишкека»;
  5. Постановление БГК «О распределении маршрутов Бишкека на основе открытого конкурса»;
  6. Постановление БГК «О тарифах на перевозку пассажиров и багажа общественным пассажирским транспортом в Бишкеке»;
  7. Постановление БГК «О предоставлении льготного проезда пенсионерам Бишкека по возрасту на микроавтобусных маршрутах».

Оказалось, что практически в каждом из документов есть недочеты, которые нужно в обязательном порядке устранить. К примеру, не регламентированы процедуры по открытию новых маршрутов, а также процедуры по изменению уже действующих. Из-за этого между перевозчиками бывают спорные и даже конфликтные ситуации.

Также выяснилось, что в Правилах пассажирских перевозок автотранспортом Бишкека нет банальных определений понятий «городские маршруты», «легковое такси», «регулярность рейсов», «электронный проездной билет». Не предусмотрены и отдельные требования к перевозчикам и водителям, в частности, по обеспечению культуры обслуживания пассажиров, соблюдению этических норм водителями при работе на маршруте. Вследствие незнания этих элементарных правил служебного этикета водители часто и грубят, и хамят пассажирам. В законе-то об этом ничего не сказано!

Выявилось также и то, что сейчас формированием маршрутной сети занимается Управление городского транспорта столичной мэрии при согласовании с органами безопасности дорожного движения ГУВД Бишкека. По словам одного из руководителей ассоциации перевозчиков, «в ведомстве постоянная «текучка» кадров и непонятно, как планируются и разрабатываются маршруты». Он отметил, что, вероятно, по этой причине в столице есть множество дублирующих друг друга маршрутов – 113 и 213, например. А с недавних пор по этому же маршруту запущен и 35-й автобус.

Что хотят изменить?

Редакция действующих нормативно-правовых актов подразумевает, что маршрутную сеть теперь будут составлять ежегодно на основании расписания движения маршрутов, а утверждать — уполномоченным органом столичной мэрии и ведомством, обеспечивающим безопасность дорожного движения. При открытии новых маршрутов и изменении старых в течение года будут вноситься правки и в саму маршрутную сеть и регулирование расписания движения.

Благодаря внедрению предложенных нововведений передвижение общественного транспорта по городу будет не таким хаотичным, «пилотам» маршруток не придется «летать» наперегонки, движимым азартом во что бы то ни стало первым посадить «на борт» своего микроавтобуса пассажира, пусть даже стоящего в неположенном месте, и заработать при этом лишние 10 сомов.

Есть и другие проблемы 

По словам Юрия Петрова, представляющего ассоциацию перевозчиков, помимо проблем, вытекающих из пробелов в законах, есть и другие, которые необходимо оперативно решать. Как минимум, необходимо разобраться, почему в законах маршрутные такси названы «автобусы особо малой вместимости», а в технических паспортах водителей указано, что они управляют «микроавтобусами». Также нет регламента по количеству сидячих мест в общественном транспорте – оказывается, в некоторых маршрутках владельцы намеренно удаляют передние сидения, чтобы сделать переднюю площадку, где пассажиры смогут «удобно стоять». В техпаспорте указано, что в микроавтобусе установлено 18-22 сидения, а по факту их там всего лишь 8.

Присутствующий на встрече мэр Бишкека Албек Ибраимов предложил уполномоченным органам провести по этому поводу проверку маршруток, выявить нарушения и наказать предприимчивых владельцев. Будет это рейд от Управления патрульной милиции или обычный регулярный осмотр – пока еще неизвестно.

На безрыбье и рак – лабардан 

Поговорили на встрече и об ужасающем состоянии маршруток, автобусов и троллейбусов. Представители ассоциаций перевозчиков единогласно заявили, что водители, как и пассажиры, тоже хотят находиться в новом чистом транспорте. Но поскольку обновления подвижного состава в Бишкеке практически не происходит, приходится пользоваться тем, что есть. Как говорят, на безрыбье и рак – лабардан.

На самом деле Бишкек – единственная столица, где пользуются общественным транспортом, срок эксплуатации которого истек уже совсем давно. На дорогах полно «ветеранов» — это советские троллейбусы, микроавтобусы, которые «народные умельцы» ловко превращают из «вышедших из эксплуатации» в действующую технику. Скупая старые «бусики», предназначенные изначально только для развоза товаров, в них делают косметическую реставрацию, устанавливают сидения, и ловким движением «брюки превращаются»… в «маршрутки». На этом кто-то построил очень прибыльный бизнес, потому что стоимость «подделки» заводского микроавтобуса отличается в разы.

Пообещали купить новый транспорт 

Но есть и хорошая новость – мэрия планирует закончить эпоху, когда маршрутки в Бишкеке были основным пассажирским транспортом.

«В этом году столичный муниципалитет потратит 200 миллионов сомов на покупку общественного транспорта. В бюджете города предусмотрели 100 миллионов сомов на покупку автобусов. Поверх бюджетных средств хотим потратить еще 100 миллионов сомов, полученных за счет дополнительных доходов», — сказал Албек Ибраимов.

Также он отметил, что существующая троллейбусная сеть, оставшаяся после Советского Союза, рассчитана на 120-140 троллейбусов. В городе сейчас их насчитывается около 100, поэтому мэрия собирается закупить еще.

«К сентябрю мы пополним эту сеть. Уже объявлен тендер. У нас имеются 79 новых троллейбусов, еще купим 50 или 52, все будет зависеть от цены», — заметил мэр.

Сегодня почти 80% пассажиропотока пользуется для поездок именно услугами маршруток. Руководство столицы обратилось к независимым экспертам и консультантам, которые провели исследование и выяснили: чтобы справиться с перевозкой горожан при нынешнем населении Бишкека, для города необходимо приобрести 500-800 автобусов.

По словам мэра, уже разработана программа развития общественного транспорта, рассчитанная на четыре года. При появлении в городе новых автобусов муниципалитет намерен избавиться от услуг микроавтобусов, заполонивших столицу.

«Как только закупят автобусы и троллейбусы, «бусики» постепенно будут убирать с городских маршрутов», — предупредил градоначальник.

В ногу со временем – электронные билеты 

Мэрия Бишкека планирует в скором времени заняться внедрением современных механизмов в работу городского транспорта. Так, предложено оборудовать автотранспортные средства системой автоматизированного контроля (GPS или ГЛОНАСС), чтобы можно было в режиме реального времени контролировать, как едет водитель.

Также в общественном транспорте будет установлена специальная техника для взимания платы за проезд пассажиров и провоз багажа – электронное билетирование. Оплатить услугу можно будет в двух форматах: наличном и безналичном (электронном).

Согласно проекту, взимание оплаты в электронном виде будет осуществляться при помощи «транспортных электронных карт». Как только мэрия внедрит систему, пассажирам придется заходить в общественный транспорт только через дверь, где будет установлено специальное устройство, предназначенное для регистрации факта проезда и оплаты услуги по тарифу.

Про льготников не забудут. В их карточках будет стоять особая пометка, позволяющая пользоваться специальным тарифом.

Тарифы

Естественно, разговор коснулся и необходимости повышения действующих тарифов на оплату проезда. Представители ассоциаций перевозчиков напомнили, что на протяжении уже пяти лет стоимость платы за поездку не увеличивалась, несмотря даже на инфляцию и рост цен на топливо.

«Если вы хотите, чтобы пассажиры ездили на новых чистых микроавтобусах, хотите установить в них систему электронного билетирования и GPS, следует понимать, что за 10 сомов это никто делать не будет. Нужно повысить стоимость поездки как минимум до 30 сомов», — заявил один из представителей ассоциации перевозчиков.

В ответ председатель БГК Канатбек Музуралиев заявил, что перед тем, как поднимать тариф по Бишкеку, для начала нужно продемонстрировать жителям сервис, чтобы пассажиры общественного транспорта поняли, за что они платят. Тогда можно говорить и о повышении.

Мы ждем перемен! 

Мэр в свою очередь подчеркнул, что к решению всех существующих проблем муниципалитет постепенно движется. Сейчас ведется активная работа по улучшению дорожной инфраструктуры, потому что нелогично запускать новый транспорт на разбитые трассы. Приобретение новых автобусов требует финансирования – сейчас мэрия ищет спонсоров.

Когда все будет урегулировано: найдут средства, починят дороги, улучшат сервис и отредактируют нормативно-правовую базу — наступит время качественного общественного транспорта в Бишкеке. Ожидается, что все это произойдет к 2021 году. Будем ждать.

О. Башкирова

Добавить комментарий