Ремень безопасности: халатность ценою в жизнь 

Вопрос-ответ, Мы и автомобиль, Полезное

Говорят, что экономить на безопасности нельзя. А что если за это и платить не нужно? Пристегнуться ремнем безопасности, предусмотренным заводом-изготовителем, ничего не стоит – на это нужно потратить лишь несколько секунд своего времени. Однако многие почему-то пренебрегают этим средством пассивной безопасности, а потом в ДТП получают травмы. 

Впервые ремень безопасности был описан сэром Джорджом Кейли в далеком 1800 году. Великий английский инженер и изобретатель хотел использовать ремень безопасности для надежного удержания пилота в кресле создаваемого им летательного аппарата. Да, все началось с авиации.

Первым, кто оснастил подобным устройством кабину своего болида, стал в 1913 году господин Адольф Пегу, жаждущий совершить на своем самолете трюк «мертвая петля». Чтобы Пегу мог спокойно пилотировать вниз головой, ему необходимо было какое-то фиксирующее устройство, которым и оказался ремень безопасности.

В деле узаконивания использования ремней безопасности первой оказалась Швеция, где в 1957 году приняли официальное предписание. В 1961 г. в американском штате Висконсин появилось подобное постановление. С 1 апреля 1970 года установка ремней безопасности на передних сиденьях новых автомобилей стала обязательной во Франции. В том же году соответствующие акты появились в Республике Берег Слоновой Кости и австралийском штате Виктория. При советской власти обязательное и повсеместное применение ремней безопасности водителями и пассажирами легковых автомобилей было введено с 1 апреля 1975 г.

Первые ремни безопасности для автомобиля были представлены общественности 13 августа 1959 года, когда с завода шведского автомобильного гиганта Volvo вышел новенький автомобиль Volvo PV 544, оснащенный новинкой – трехточечными ремнями безопасности. Разрабатывать их начал в конце 1950-х Нильс Болин, который работал в Volvo инженером по безопасности. Там-то он и изобрел свои знаменитые трехточечные ремни безопасности, которые навсегда застолбили имя шведского изобретателя в истории автомобилестроения.

В 70-е годы конструкцию трехточечного ремня усовершенствовали — вместо статических стали устанавливать инерционные. Основное отличие: вместо регулировочных пряжек нужную длину ленты автоматически отмеряет инерционная катушка. Все, что требуется от пристегивающегося, — вытянуть ремень и защелкнуть замок, а излишки сами намотаются обратно на бобину. В случае аварии тело человека при ударе подается вперед, лента, натягиваясь, начинает разматывать катушку, но маятниковый или шариковый механизм, установленный в катушке, под действием центробежных сил мгновенно фиксирует ее и не дает ленте разматываться дальше. Следовательно, во время ДТП вы будете надежно прикреплены к сидению и получите минимальные повреждения.

Для тех, кто не знает, в Правилах дорожного движения Кыргызской Республики от 1999 года «Ремень безопасности» характеризуется как эластичная лента, предназначенная для удержания водителя и пассажиров на своих местах внутри транспортного средства при дорожно-транспортных происшествиях. Ремень считается пассивным средством безопасности.

Согласно статистике, применение ремней безопасности предотвращает смертельные повреждения в 75 случаях из 100. Лента ремня безопасности выдерживает вес более трех тонн. Примерно столько весит пристегнутый 80-килограммовый водитель легковушки, которая сталкивается с неподвижным препятствием на скорости 80 км/ч.

Эффективность ремней безопасности зависит от местонахождения человека в салоне автомобиля и вида дорожного происшествия — фронтального, бокового удара, опрокидывания. При фронтальном столкновении применение ремней уменьшает вероятность гибели водителя в 2,3 раза, при боковом — в 1,8 раза, а при опрокидывании — в 5 раз.

Более 10 лет назад автомобильный концерн BMW выпустил в продажу первый ремень безопасности для собак. В случае аварии даже самые маленькие не пристегнутые четвероногие друзья не только сами получают травму, но и зачастую становятся источником опасности для находящихся в машине людей.

Ремень для собак пристегивается к имеющимся в машине ремням безопасности для пассажиров и надевается собакам на грудь. Снимается конструкция одним нажатием кнопки. В зависимости от веса собак предусмотрены три размера ремня.

Всем известно, что ездить не пристегнутым к сидению ремнем безопасности опасно. Но эта опасность намного больше для хрупкого детского организма. В ситуации, когда взрослый отделается легкими ссадинами и синяками, ребенок получит серьезные травмы. А уж если у взрослого будут переломы и сотрясение мозга — ребенок погибнет.

Кстати, неофициальная статистика подтверждает – не пристегнутые пассажиры на переднем сиденье частенько разбивают лбы и ломают носы о переднюю панель, когда водитель резко бьет по педали тормоза.

В современных автомобилях ремни устанавливаются не только на передних, но и на задних сиденьях, что позволяет сохранить здоровье находящихся там пассажиров. Понятно, что одному ремню, каким бы совершенным он ни был, не справиться с выполнением всего комплекса задач по обеспечению безопасности водителя и пассажиров автомобилей, поэтому система пассивной безопасности включает в себя и другие компоненты, которые в совокупности и делают современный автомобиль таким, какой он есть.

И кстати, надеяться на подушки безопасности отстегнутым бесполезно, потому что тело при ударе, как правило, пролетает над ними. Эйрбэги эффективны только в комплексе с ремнем безопасности. Кроме того, подушка, выстреливающая навстречу незафиксированному телу, может даже навредить. Так что банальная, на первый взгляд, лямка — это универсальное средство, которое одновременно и фиксирует тело, и гасит энергию удара.

Не стоит игнорировать устройство, которое способно спасти вашу жизнь, – пристегивайтесь ремнем безопасности. И не нужно думать, что это – для неудачников. Как раз в числе неудачников чаще всего оказываются те, кто не пристегнулся…

П. Васильев

Добавить комментарий