Скорость: ситуация в республике

В стране, Мы и автомобиль, Новости

Согласно статистике, приведенной ГУПМ МВД КР, основной причиной дорожно-транспортных происшествий является нарушение скоростного режима. В 2016 году именно этот вид нарушений стал причиной 2 138 ДТП, в которых погибли 376 человек, а еще 1 946 получили травмы.

Многие жизни в дорожно-транспортных происшествиях могли быть сохранены, если бы водители соблюдали адекватную скорость! Нарушение скорости наблюдается повсеместно. Например, только за одни сутки после установления видеокамеры в Сокулуке было зафиксировано около 2 тысяч нарушений скоростного режима!

С принятыми нормами скоростного режима водители не стали считаться. Причины этого? Отсутствие неотвратимого наказания и возможность уйти от него, незнание правил или осознанное их нарушение, приобретение водительских прав противозаконными средствами, выкуп штрафов.

В начале 2016 года общественное объединение «Дорожная безопасность» по проекту ТРАСЕКА провело небольшой рейд по такому фактору риска, как скорость. Совместно с УПМ был избран отремонтированный участок дороги на улице Жукеева-Пудовкина, где вблизи школы/университета был установлен знак «Ограничение скорости» 40 км/ч и проверено соблюдение этой нормы.

При остановке водителей, нарушающих данную норму скорости, практически 95% из них имели претензии к инспекторам УПМ: абсолютно все сопротивлялись составлению протокола о нарушении. Все пытались избежать оплаты штрафа и начинали звонить родственникам и знакомым. Водители с уверенностью считали, что ответственность они не понесут, и позволяли себе шквал недовольства: «какое вы имеете право», «я не единственный нарушитель»…

«Я не единственный нарушитель» — да, таких нарушителей тысячи, и, чтобы не было такой «несправедливости», государство должно быть в состоянии привлекать к ответственности всех. Надежда все же остается на проект «Безопасный город», когда окончатся интриги и суды по нему. Только «дорожные преступники» не ждут…

В рамках этого проекта также был проведен соцопрос среди 100 водителей маршруток и частных такси в г. Бишкеке с целью изучения поведения водителей и причины превышения скорости. Участники опроса заявили, что одна из главных проблем в городе, порождающая ДТП, — превышение скорости. Приведем только некоторые ответы, характеризующие ситуацию на сегодня:

На вопрос: «Соблюдаете ли вы скоростной режим в населенных пунктах?» — большинство ответили положительно: «Да, всегда соблюдаю» — 51%. Но второе большинство занимают те, кто не всегда считается со скоростью, ссылаясь на нехватку времени: «Не всегда соблюдаю, потому что часто тороплюсь» — 34%. Здесь встает вопрос о важности планирования своего времени, конечно, с учетом пробок на наших дорогах. Наша торопливость не может служить оправданием для нарушения ПДД, в результате которых люди получают травмы и гибнут на дороге! Казалось бы, это несерьезный ответ, но он вновь повторяется при дальнейшем разговоре.

На вопрос: «Как вы думаете, почему водители нарушают скоростной режим?» — 38,3% ответили: «Потому что чаще всего торопятся». Реалии сегодняшнего времени в республике таковы, что эта торопливость ставит под вопрос здоровье и жизнь свое и других людей! На втором месте — «Потому что чаще всего не замечают предупреждающие знаки» — 32%. Здесь очевидна роль дорожной инфраструктуры, которая должна отвечать нормам, обеспечивать водителей информацией для принятия своевременных мер. Но и с этим у нас, мягко говоря, нехорошо!

На вопрос: «Что нужно делать, чтобы не превышали скорость?» — получен ответ: «Нужно выпускать аудио- ,  видео- и печатные материалы» — 43%, «Увеличить штрафы» — 15%. Тут и сами водители согласны с тем, насколько мизерна у нас информация о безопасном вождении, обучении, пропаганде, о ситуации у нас на дорогах на ТВ, радио, в газетах. В особенности сейчас, когда очень высоки показатели по смертности и травматизму. Где государственная пропагандистская и профилактическая работа в этой сфере?

Согласно исследованиям австралийского транспортного бюро, при скорости в 50 км /ч тормозной путь при экстренной остановке автомобиля составляет 27 м, при 60 км/ч – 36 м, при 70 км/ч – 46 м, при 80 км/ч – 57 м. Неудивительно, что при частом превышении скорости у нас и езде в 70-80 км/ч в черте города это заканчивается печально как для себя, так и для других, невинных водителей и их семей!

В настоящее время по всему миру принят подход «Безопасной системы», где безопасная скорость является одним из четырех составляющих, наряду с безопасными дорогами и обочинами, безопасным транспортом и безопасными пользователями дорог.

В брошюре ВОЗ «Управление скоростью» описываются два вида скорости: чрезвычайная и несоответствующая скорость, где обе являются основными рисками смертельных случаев и травматизма, что составляет половину ДТП в странах со средним и низким уровнем доходов.

В качестве способов управления скоростью в мире применяются следующие меры:

 — строительство и модификация дорог с целью снижения скорости, такие как круговые дороги и «лежачие полицейские»;

— установление скоростных ограничений согласно функциям дорог;

— принуждение исполнения скоростного режима;

—  использование современных технологий в автомобилях в качестве вспомогательных средств отслеживания скорости;

— повышение осведомленности об опасностях превышения скорости с помощью информационных кампаний.

Известно, что чем меньше скорость, тем меньше кинетическая энергия или энергия движения, которая имеется у водителя и пассажира. В случае столкновения часть этой энергии рассеивается на другие предметы, а часть – бьет по человеку, причиняя тяжелую травму. При этом человеческое тело не в состоянии впитать в себя больше энергии, чем у него есть. Поэтому чем меньше этой энергии, тем меньший вред причиняется организму.

С 8 по 14 мая в Бишкеке прошли мероприятия, посвященные Четвертой глобальной неделе ООН по БДД: «Сохрани жизнь: сбавь скорость». Мы призываем всех участников дорожного движения присоединиться к призыву Недели «Сбавь скорость!» и следить за скоростью во имя сохранения жизни людей.

Чинара Касмамбетова,

директор Общественного объединения

«Дорожная безопасность»

Добавить комментарий