Международный семинар: дорожники поведали о своих делах 

В стране, Новости

Министерство транспорта и дорог при поддержке Азиатского Банка Развития провело международный семинар по дорожному сектору. Целью мероприятия стало развитие дискуссий о состоянии дорожного сектора, поиск решений имеющихся проблем этого направления. Также было полезно всем участникам ознакомиться с международным опытом в строительстве и реконструкции дорог. 

«Дорожный сектор – это такое направление, которое непосредственно содействует росту экономического потенциала Кыргызстана. Мы надеемся, что единая площадка позволит обсудить важные вопросы и найти пути решения существующих проблем дорожного сектора», — отметил министр транспорта и дорог Кыргызской Республики Жамшитбек Калилов во время приветственной речи.

Среди приглашенных участников конференции были представители правительства Кыргызской Республики, заинтересованных министерств и ведомств, международных финансовых институтов, компаний, осуществляющих строительство дорог и предоставляющих консультационные услуги в дорожном секторе страны. Также на встречу пришли работники образовательной сферы в области строительства дорог и активисты гражданского сектора.

На повестку дня были вынесены две большие темы: современное состояние развития национального дорожного сектора, где докладчики рассказывали о текущем статусе содержания дорог, управлении дорожными активами и заключении контрактов с подрядчиками. Вторая тема касалась реформы дорожного сектора, где рассматривались вопросы о текущем прогрессе в реформах и стратегии развития отрасли до 2025 года.

Оказывается, департаментом дорожного хозяйства в целом по республике обслуживается более 18 726 километров автомобильных дорог общего пользования. Министерство транспорта и дорог КР производит реформу дорожного подразделения, чтобы повысить эффективность использования средств бюджета, обеспечить прозрачность закупок, минимизировать затраты, развить государственно-частное партнерство и перейти на рыночные отношения. Они надеются, что с реформой качество выполняемых дорожных работ будет повышено, так же как и эффективность использования дорожно-строительной техники и оборудования. Кроме того, планируется организовать работу по порядку: заказчик осуществляет заказ на работу, подрядчик выполняет требования, а следом технический надзор контролирует качество.

Сейчас у Кыргызстана есть ряд инвесторов, которые активно вкладывают финансы в развитие дорожного сектора страны. В первой тройке по величине финансирования стоят Экспортно-Импортный Банк Китая, давший кредит в размере $1 103 010, Азиатский Банк Развития, выделивший $398 650, Всемирный Банк, который дал $134 870.

Как бы то ни было, у Кыргызстана есть проблемы как в управлении дорожными проектами из-за слабой координации между подразделениями, так и в самом обслуживании дорожной сети.

«Все проблемы дорожного сектора у нас появляются из-за недостаточного объема финансирования в отношении к размерам обслуживаемой дорожной сети. Выделение средств, как правило, происходит нерегулярно. Дорожно-строительная техника в большей степени уже серьезно изношена, а обеспеченность подразделений техникой колеблется в пределах 35%. Мы признаем, что содержание и ремонт автодорог оставляют ожидать лучшего, равно как и надзор над процессом выполнения производственных работ. Кроме того, у нас отсутствует научно-техническая база и квалифицированные сотрудники, которые так необходимы для улучшения качества дорог», — отметил во время презентации директор департамента дорожного хозяйства Министерства транспорта и дорог КР Арстанбек Ибраев.

Он также подчеркнул, что финансирование на обучение кадров в последнее время не предусматривается, поэтому нет развития.

Рассматривая опыт зарубежных стран, участники семинара отметили эффективность «контракта, основанного на результатах». Оказывается, такая система была первоначально внедрена в Канаде (Британская Колумбия) в 1980-х годах и постепенно стала расширяться и применяться в других странах. Система заключается в фокусировании внимания на качестве, а не на количестве, а также на лучшем реагировании на потребности пользователей дороги. Кроме того, подрядчики получают возможность использовать инновации. Это все, как следствие, стимулирует эффективность и способствует экономии средств.

Получается, что единственным ответственным лицом при такой системе является подрядчик. Стоимость работ выплачивается только после обеспечения требуемых стандартов. Вся программа дорожных работ готовится и контролируется подрядчиком, который будет виновен при недочетах работы и понесет наказание за них. Благодаря этому в зарубежных странах качество дорог чаще всего оценивают как отличное.

В завершение встречи участники отметили, что Кыргызстан тоже может добиться таких результатов при достаточном финансировании, квалифицированных кадрах и ужесточении ответственности за свою работу. Остается надеяться, что когда-нибудь все же настанет день, когда дорожный сектор республики будет оценен экспертами хотя бы на «хорошо».

К. Морганидзе

Добавить комментарий