АВТОкалендарь: загорелся завод КамАЗ

Автокалендарь, Новости

14 апреля 1993 года в г. Набережные Челны на заводе КамАЗ случился пожар, который тушили восемь дней.

Завод двигателей АО «КамАЗ» производил сборку и испытание двигателей и коробок передач автомобилей КамАЗ. На заводе работало 19 тысяч человек, и за сутки предприятие выпускало около 600 двигателей. Основное оборудование, установленное в цехах завода, — металлообрабатывающие станки, автоматические линии, сборочный конвейер, стенды для испытаний двигателей и коробок передач.

Возгорание случилось в 18.45. Первое подразделение пожарной охраны прибыло в 19.04. Над подстанцией, выделяя густой дым, горели кабели. С охваченной огнем кровли текли расплавленный битум и пенополистирол, которым была покрыта крыша.

При строительстве завода двигателей АО «КамАЗ» в качестве утеплителя в покрытии использовали полистирольный пенопласт, производство которого было освоено промышленностью в начале 60-х годов. Этот вид утеплителя получил широкое применение в строительстве благодаря малой объемной массе (20,40 кг/м3), низкой теплопроводности (0,33 ккал/м*ч*град), достаточной прочности и удобству работы с ним.

В 19.25 все были готовы к тушению пожара. Но ограничить распространение огня не получалось. Горение пенополистирольного утеплителя, уложенного на стальной настил, охватывало все новые площади. Через час площадь горения составила ¼ часть площади здания, через два – кровля более чем километровой длины корпуса была охвачена пожаром.

Только к утру удалось справиться с огнем в корпусе, но выяснилось, что наиболее тревожная ситуация сложилась в тоннелях стружкоуборки, проходящих по подвалу здания. Горящая масса полистирола и битумной мастики стекала по конструкциям, технологическим проемам и лоткам в подвальные помещения. Огонь угрожал установкам и емкостям с маслом, общий объем которого составлял 1700 т.

Решено было снизить интенсивность горения за счет увеличения теплоотвода от нагретых емкостей и конструкций и ограничения доступа кислорода в зону пожара. Организовали 26-часовую подачу в подвал пены, герметизацию технологических проемов и других отверстий минеральной ватой. На третий день температура в подвале понизилась и, наконец, пожарным удалось попасть к масляным установкам и применить пеногенераторы с наибольшим эффектом.

С этим справились, но нависла другая угроза – из-за подъема уровня воды в тоннелях огонь мог распространиться и на помещение станции испытания двигателей, в которой также размещались емкости с маслом и дизельным топливом. Решили изолировать цех, заложив участок тоннеля гравием и кирпичной кладкой.

Люди работали круглосуточно, посменно. На месте пожара постоянно действовали 64 единицы пожарной техники, 236 других машин и механизмов, 560 работников ВПО, 54 военнослужащих из полка военной обороны. Кроме того, помогали пожарные из Казани, оказывалась помощь со стороны Удмуртии, Башкортостана, Самарской и Нижегородской областей.

Только 21 апреля общими силами крупномасштабный и не имеющий аналогов пожар был ликвидирован. Производственный корпус завода площадью 420 тысяч м2 был выведен из строя.

Добавить комментарий