«Мир состоит из пешеходов, автомобилей и дорог…»

Мы и автомобиль, ПДД и штрафы, Полезное

Полагаю, многие согласятся с тем, что сегодня в Бишкеке хромает культура передвижения и у автомобилистов, и у пешеходов. Количество аварий не уменьшается, а их виновниками отнюдь не всегда являются автомобилисты. Многие аварии происходят по вине пешеходов, потому что они «выскакивают» прямо на проезжую часть. А ведь этого быть не должно… Пешеходы тоже должны соблюдать ПДД. 

У каждого участника дорожного движения есть не только права и обязанности, которые следует соблюдать. Автомобилисты должны строго подчиняться ПДД – и они это знают, по окончании автошкол сдают экзамен на их знание. А вот чтобы стать пешеходом, никаких проверок проходить не нужно – человек просто выходит на улицу и передвигается по правилам, которые привили учителя в школе, родители. Движение пешеходов происходит не всегда по правилам — это может происходить опосредованно, по ситуации.

Для пешеходов тоже написаны правила движения, но о них не всегда рассказывают в школах. Судя по тому, что меня в школе этому не учили, ограничившись банальным «переходите дорогу на зеленый свет», вероятно, многие пешеходы тоже не всегда знают, как правильно переходить дорогу, по какой стороне можно и нужно идти, и есть ли какая-то ответственность за нарушение этих правил.

Правила для пешеходов прописаны в Правилах дорожного движения в главе «Обязанности пешеходов». К слову, в Кыргызстане даже предусмотрен штраф в размере от 100 до 200 сомов для пешеходов или пассажиров транспорта. Смешное наказание по сравнению с той ответственностью, которая может быть наложена на водителя автомобиля в результате наезда на человека.

Где ходить? 

Все пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Если нет возможности двигаться по ним или они отсутствуют, пешеходы могут идти по велосипедной дорожке или в один ряд по краю проезжей части.

Кстати, в этом случае пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.

В темное время суток и в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе световозвращающие элементы, чтобы водители видели и обращали внимание на то, что по дороге идет человек.

Как переходить дорогу? 

Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны. Помните о безопасности и лучше несколько раз посмотрите по сторонам.

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть только после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Где ждать маршрутку? 

Кстати, ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается на посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство только после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

Но… 

В Бишкеке же слишком много ДТП происходит по вине пешеходов. И все чаще жертвы сами провоцируют наезды, выбегая на проезжую часть, недооценив обстановку. Возьмем обычную для наших дорог ситуацию: человек вышел из маршрутки и хочет перейти дорогу, не доходя до пешеходного перехода. Он выскакивает из-за маршрутного такси, а автомобилисты не успевают среагировать. Как результат – наезд, травмы, ответственность. Нередко бывает и такое, что автомобилист ждет, пока пешеход перейдет улицу, а он, вместо того, чтобы идти перпендикулярно, почему-то движется наискось. Поверьте, это раздражает. Нет культуры…

Еще бывают ситуации, когда пешеходы намеренно не торопятся перейти дорогу. Опять же такое можно назвать отсутствием уважения: люди не ценят время других граждан. Можно перейти дорогу гораздо быстрее, не провоцируя конфликт.

У нас вот так… 

Привычным явлением в нашей жизни стала ситуация, когда наезд на человека происходит на пешеходном переходе. Вина сразу же вменяется водителю. Если вред пешеходу был причинен несильный, то водителя привлекают к административной ответственности и штрафу. А вот если человек сильно пострадал, то за это могут привлечь и к уголовной ответственности. Это случается даже тогда, когда наезд был совершен по вине самого пешехода.

Обратимся к зарубежному опыту 

Неудивительно, что за рубежом дела обстоят иначе. В Сингапуре за переход дороги в неположенном месте с пешехода взимается плата в размере $370. В России за это налагают штраф в размере 200-300 рублей. В Финляндии за многие незначительные нарушения, в том числе и за переход в неположенном месте, инспектор выписывает штраф в $22. В Кении, где пешеходы часто гибнут на дорогах, переход трассы в неположенном месте приравнивается к попытке суицида, а за это предусмотрено жесткое наказание – от баснословного штрафа до лишения свободы на срок до двух лет.

В Польше эта сумма составляет $8-54 в зависимости от обстоятельств нарушения, а в Бельгии за это придется оплатить по верхней планке ровно $54, так же как и в Италии.

В Испании переход в неположенном месте пешеходу обойдется в $86, и, кстати, именно у испанцев предусмотрен штраф за слишком медленное движение по пешеходному переходу без явных причин. Это стоит еще $86.

Вполне возможно, что в Кыргызстане подобная мера будет тоже полезна и принесет массу позитивных последствий. Как говорится, если не получается внушить пешеходам быть культурными и соблюдать законы и правила, нужно «ударить» их по кошельку.

П. Васильев

Добавить комментарий